Система управления государственной собственностью в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: исследование системы управления государственной собственностью на региональном уровне на примере Калужской области.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) анализ и обобщение теоретических вопросов управления государственной собственностью в Российской Федерации,
2) рассмотрение опыта управления государственной собственностью зарубежных стран;
3) определение основных составляющих системы управления государственным имуществом на региональном уровне;
4) анализ состава областного имущества и поступлений доходов в бюджет области от использования имущества;

Файлы: 1 файл

Система управления государственной собственностью в.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Управление казной реализуется по отдельным составляющим казны: управление бюджетом и управление имуществом казны. Соответственно, эти два внутренне взаимосвязанных, но внешне изолированных процесса регулируются разными нормативными правовыми актами.

В настоящее время региональным бюджетом и бюджетным процессом на территории области управляют: Правительство Калужской области, Министерство финансов Калужской области совместно с учреждениями Банка России и другими уполномоченными банками в рамках закона Калужской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014годов». Министерство экономического развития осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств и является администратором поступления отдельных неналоговых доходов областного бюджета согласно перечню, утвержденному в составе областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Учет областного имущества, составляющего казну, его движение и ведение Реестра в отношении объектов учета осуществляет уполномоченный Правительством орган власти путем занесения соответствующей информации в отдельный раздел Реестра областного имущества. Раздел Реестра содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях, дате постановки на учет, амортизации имущества, а также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, по распоряжению имуществом, в том числе, влекущих исключение имущества из состава казны и его возврат в казну. Обязательно вносятся сведения о государственной регистрации права государственной собственности и сделок с ней. Для обеспечения достоверности данных учета казны периодически проводится инвентаризация казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов собственности, их состояние и оценка стоимости. Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием имущества казны, осуществляет проверки состояния переданного имущества в пользование физическим или юридическим лицам и соблюдения условий договоров о передаче имущества. На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск его случайной гибели ложатся на пользователя в соответствии с заключенным договором.

Далее рассмотрим методы управления имуществом, основанные на передачи государственного имущества государственным учреждениям и унитарным предприятиям.

Проведем анализ механизма передачи государственного имущества в оперативное управление

Право оперативного управления регламентируется Гражданским Кодексом РФ (статья 296) и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях в РФ».

Механизм управления государственными учреждениями представляет систему непосредственного управления органами государственной власти государственным имуществом учреждений, а также систему взаимоотношений с их руководителями по выполнению установленного объема государственных услуг. Управление и распоряжение имуществом государственных учреждений осуществляется через исполнение контрольных и распорядительных функций в отношении государственного имущества, закрепленного за областными организациями на праве оперативного управления [11; с. 398].

Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения уполномоченного органа власти.

Государственное имущество, переданное на праве оперативного управления, используется строго по целевому назначению, в соответствии с заданиями Правительства области или уполномоченного им органа, а также с назначением имущества в пределах, установленных законодательством.

Казенное предприятие и государственное учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, продавать, передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отдавать в залог и производить другие действия, которые могут повлечь за собой отчуждение государственного имущества.

Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отражаются условия передачи государственного имущества. Договор оперативного управления подлежит учету в Реестре договоров уполномоченного органа власти.

Право оперативного управления не может быть передано другим юридическим или физическим лицам. Из права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению государственное имущество может быть изъято решением Правительства Калужской области или уполномоченного им органа.

В настоящее время в собственности Калужской области находится 286 государственных учреждений различного профиля и органов власти, которым на праве оперативного управления принадлежит 2662 объекта недвижимости. В оперативном управлении областных учреждений в основном находятся здания, помещения и строения, в том числе и административные, имущественные комплексы используемые учреждениями для ведения их уставной деятельности (больницы, школы, интернаты образовательные и социальной направленности, музеи, помещения для проведения зрелищных и культурно-спортивных мероприятий).

Далее раскроем механизм передачи государственного имущества в хозяйственное ведение.

Хозяйственное ведение распространяется только исключительно на государственное и муниципальное имущество.

Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным региональным унитарным предприятиям осуществляется на основе распоряжения по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития по Калужской области по поручению Правительства Калужской области.

Собственник имущества, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей, его деятельности, его реорганизацией и ликвидации, назначение директора предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Назначение руководителей государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе с обязательным предоставлением кандидатами бизнес-планов по улучшению финансового состояния предприятий. Образец положения о проведении конкурса на замещение должности руководителя областного государственного унитарного предприятия представлен в приложении Б.

Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного унитарного предприятия находится соответственно в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Правовое положение унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ (статья 294, 295) и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях в РФ».

Имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, используется государственным унитарными предприятиями в пределах, установленных ГК РФ, федеральным законодательством, уставом, договором, заключаемым уполномоченным органом власти с руководителем государственного унитарного предприятия.

Согласно статье 299 ГК РФ право хозяйственного ведения возникает у этого предприятия с момента передачи имущества [2; ст. 299].

Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются все условия передачи имущества. После передачи имущества в хозяйственное ведение унитарное предприятие вправе совершать любые сделки с переданным имуществом. Предприятие самостоятельно, без согласия собственника вправе распоряжаться государственным недвижимым имуществом - продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом за исключением недвижимого имущества.

Правовые сделки с недвижимым имуществом, осуществляются только с письменного согласия собственника имущества. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению уполномоченного органа власти.

Право хозяйственного ведения не может быть передано другим юридическим или физическим лицам. Государственное имущество, переданное в хозяйственное ведение, подлежит обязательному имущественному страхованию от рисков утраты. Договор хозяйственного ведения подлежит учету в реестре договоров уполномоченного органа власти.

Государственные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в областной бюджет часть чистой прибыли, остающейся в собственном распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе после отчислений в фонды данных предприятий, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Калужской области и уполномоченным органом государственной власти области.

С целью повышения эффективности деятельности предприятий уполномоченный орган с участием представителей отраслевых министерств, проводятся балансовые комиссии, на которых рассматриваются программы финансово-хозяйственной деятельности, ежеквартально осуществляется мониторинг финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и формирование информационного реестра показателей экономической деятельности.

Контроль за достоверностью финансовой отчетности проводится посредством организации аудиторских проверок.

 

2.3 Анализ деятельности органов управления

государственным имуществом Калужской области

 

В данной главе будут рассматриваться конкретные аспекты деятельности региональных органов власти Калужской области по управлению государственным имуществом и построению эффективной системы управления государственной собственностью. Детальное изучение существующей системы управления государственным имуществом Калужской области поможет установить связи и отношения между ее элементами, позволит определить характеристики и отдельные частные недостатки элементов и связей между ними, наметить направления и пути их устранения.

Итак, реализация права субъекта на объекты собственности достигается через функционирование системы управления региональной собственностью. Систему субъектов управления государственной собственностью составляют государственные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят полномочия по управлению государственной собственностью Калужской области.

В рамках установленных законом Калужской области полномочий, управление и распоряжение собственностью осуществляют: Представительный орган власти – Законодательное Собрание Калужской области, Правительство Калужской области, губернатор, уполномоченный Правительством орган по управлению собственностью иные органы власти.

В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калужской области, за каждым из типов органов нормативно закреплен определенный перечень государственных функций и, исходя из этого, соответствующий перечень полномочий.

Система органов управления собственностью Калужской области представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Система управления государственной собственностью в Калужской области

 

Итак, высший исполнительный орган власти делегирует свою компетенцию органам исполнительной власти специальной компетенции, что предусмотрено и допускается законодательством.

Так, постановлением Правительства Калужской области министерство экономического развития назначено уполномоченным органом по управлению и распоряжению собственности Калужской области. [9]

В соответствии с задачами уполномоченный орган реализует целый ряд функций и полномочий. Полный законодательно установленный перечень полномочий представлен в приложении В.

В главе 2.2 данной курсовой работы были рассмотрены полномочия министерства в сфере управления государственными учреждениями и государственными предприятиями. Управление и распоряжение имуществом государственных учреждений осуществляется через исполнение контрольных и распорядительных функций в отношении государственного имущества, закрепленного за областными организациями на праве оперативного управления, и имущества, находящегося в казне области. Осуществляются мероприятия, связанные с передачей государственного имущества ликвидируемых и реорганизуемых государственных учреждений. Обеспечивается согласование изменений и дополнений в уставы областных учреждений.

Работа по эффективности управления государственными предприятиями включает также оптимизацию их количества, преобразование в хозяйственные общества, реорганизацию, ликвидацию, передачу на другой уровень публичной собственности.

Министерство осуществляет в установленном порядке от имени Калужской области права акционера хозяйственных обществ, акции которых находятся в собственности Калужской области, за исключением акционерных обществ, акции которых подлежат продаже в соответствии с прогнозным планом приватизации имущества области. Орган вправе назначать, смещать, устанавливать обязанности своих уполномоченных, представляющих интересы Калужской области в органах управления хозяйственных обществ, часть акций или долей, которых закреплена в областной собственности. Осуществляет передачу принадлежащих области акций, долей, в доверительное управление юридическим и физическим лицам.

Информация о работе Система управления государственной собственностью в субъектах РФ