Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа
В современных условиях, большинство молодых семей не имеет возможности самостоятельно приобрести жилье. Чаще им приходится ютиться в квартире с родителями, либо арендовать.
Основной задачей для России стало образование как можно большего количества здоровых и полноценных семей. Сложность развития и закрепления молодой семьи в настоящее время усугубляется мировым финансовым кризисом, который затронул и Россию. В этих условиях значимость социальной защиты и поддержки молодых семей имеет особую значимость и приоритет.
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере защиты молодой семьи 5
1.1 Основные направления государственной политики в сфере 5
социальной защиты молодой семьи.
1.2 Организация социальной защиты молодой семьи в России 12
Глава 2. Муниципальные программы в сфере социальной защиты 19
молодых семей на примере Краснодарского края.
2.1 Законодательная основа проведения жилищной политики в 19 Краснодарском крае.
2.2 Порядок предоставления ипотечного кредитования молодым 21
семьям в Краснодарском крае
Заключение 29
Список использованной литературы 31
оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.
Учитывая масштаб задач,
стоящих перед страной, и объективную
ограниченность ресурсов, эффективная
государственная политика в отношении
молодых семей, как и вся социальная
политика XXI века, должна стать политикой
приоритетов. Приоритетными должны
стать такие направления, работа
по которым обеспечит молодым
семьям возможности для
Приоритетами государственной политики в отношении молодой семьи являются:
создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
вовлечение всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);
создание условий для превращения ее в самостоятельный субъект реализации государственной семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей);
оказание помощи молодым семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной политики в отношении молодых семей);
введение института социальной
общественной экспертизы государственных
решений с точки зрения их воздействия
на жизнедеятельность молодой
Стратегией достижения цели государственной политики в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве самостоятельного и полноценного субъекта российского общества.
Реализация приоритетов государственной политики в отношении молодой семьи на основе данной стратегии способствует формированию механизмов взаимодействия государства и молодой семьи:
механизм "государство - молодая семья": государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный статус социального субъекта и обеспечивает соблюдение всех прав семьи в процессе политического, экономического и социокультурного развития общества;
механизм "общество - молодая
семья": общество обеспечивает инициативное
участие молодых семей в
механизм "молодая семья
- общество - государство": молодая
семья полноценно осуществляет функции,
присущие социальному институту
семьи как институту
Таким образом, назрела необходимость
осмысления процессов и практического
решения задач социально-
1.2. Организация социальной защиты молодой семьи в России
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.
Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и -- молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.
Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.
Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.
Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Задачами государственной молодежной семейной политики являются:
В частности, социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д [15].
Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.
Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д. [9].
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
1.Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
2.Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
3.Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
4.Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарств, одежды и обуви, питания для беременных женщин и др.
5.Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.
В России всё больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:
Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь [16].
Программно-целевой
подход в организации и осуществлении
социальной поддержки молодых семей
позволяет государству
Глава 2. Муниципальные программы в сфере социальной защиты молодых семей на примере Краснодарского края
2.1. Законодательная основа проведения жилищной политики в Краснодарском крае
В соответствии с Законом Краснодарского края о государственной молодежной политике, молодой семьей является семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в которой оба супруга не достигли возраста 35 лет, а также неполная семья с ребенком (детьми), в которой мать или отец не достигли возраста 35 лет. Оба супруга (мать или отец в случае, если семья неполная) должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Краснодарского края.