Социальная защита молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, большинство молодых семей не имеет возможности самостоятельно приобрести жилье. Чаще им приходится ютиться в квартире с родителями, либо арендовать.
Основной задачей для России стало образование как можно большего количества здоровых и полноценных семей. Сложность развития и закрепления молодой семьи в настоящее время усугубляется мировым финансовым кризисом, который затронул и Россию. В этих условиях значимость социальной защиты и поддержки молодых семей имеет особую значимость и приоритет.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Государственная политика в сфере защиты молодой семьи 5
1.1 Основные направления государственной политики в сфере 5
социальной защиты молодой семьи.
1.2 Организация социальной защиты молодой семьи в России 12

Глава 2. Муниципальные программы в сфере социальной защиты 19
молодых семей на примере Краснодарского края.
2.1 Законодательная основа проведения жилищной политики в 19 Краснодарском крае.
2.2 Порядок предоставления ипотечного кредитования молодым 21
семьям в Краснодарском крае

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки  в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;

развитие и поддержка  общественных организаций молодых  семей.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную  ограниченность ресурсов, эффективная  государственная политика в отношении  молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой  приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым  семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей  части молодого поколения связанному с развитием страны в целом.

Приоритетами государственной  политики в отношении молодой  семьи являются:

создание единой федеральной  и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении  молодой семьи на основе мониторинга  ее социально-экономического положения  и репродуктивного поведения, а  также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация  государственной политики в отношении  молодых семей);

вовлечение всех субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных  целевых социальных программ поддержки  становления и развития молодых  семей, приоритетное их участие в  разработке и реализации проектов государственной  молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);

создание условий для  превращения ее в самостоятельный  субъект реализации государственной  семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей);

оказание помощи молодым  семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной  политики в отношении молодых  семей);

введение института социальной общественной экспертизы государственных  решений с точки зрения их воздействия  на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семей).

Стратегией достижения цели государственной политики в отношении  молодой семьи является создание условий для ее становления и  развития в качестве самостоятельного и полноценного субъекта российского  общества.

Реализация приоритетов  государственной политики в отношении  молодой семьи на основе данной стратегии  способствует формированию механизмов взаимодействия государства и молодой  семьи:

механизм "государство - молодая  семья": государство законодательно предоставляет молодой семье  самостоятельный статус социального  субъекта и обеспечивает соблюдение всех прав семьи в процессе политического, экономического и социокультурного развития общества;

механизм "общество - молодая  семья": общество обеспечивает инициативное участие молодых семей в совместной с государственными институтами  поддержке семьи; налаживание партнерских  связей между семьей и другими  институтами гражданского общества, препятствующих асоциальным проявлениям  в среде семьи, детей и молодежи;

механизм "молодая семья - общество - государство": молодая  семья полноценно осуществляет функции, присущие социальному институту  семьи как институту государства  и гражданского общества; строит и  реализует жизненные стратегии  на основе принципов саморазвития и  самообеспечения с учетом государственных приоритетов и общественных ценностей; выступает активным субъектом общественного развития страны [7].

Таким образом, назрела необходимость  осмысления процессов и практического  решения задач социально-политического  обеспечения жизнедеятельности  молодой семьи на государственном  уровне: придание ей особого социокультурного и правового статуса в обществе; комплексного исследования положения  молодой семьи для конкретизации  проблем ее жизнедеятельности и  выявления тенденций развития; прогнозирования  и разработки концептуальных основ  молодежной семейной политики как самостоятельного направления государственной семейной политики.

 

 

1.2. Организация социальной защиты молодой  семьи в России

 

 

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и -- молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.

Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.

Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.

Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.

Задачами государственной молодежной семейной политики являются:

  1. законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
  2. обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
  3. совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
  4. укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
  5. формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;
  6. обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей - полноценных граждан российского общества;
  7. учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
  8. оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
  9. поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
  10. обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
  11. оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
  12. развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.

В частности, социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д [15].

Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д. [9].

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

1.Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2.Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3.Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.

4.Бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарств, одежды и обуви, питания для беременных женщин и др.

5.Федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России» и другие.

В России всё больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

  1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;
  2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
  3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
  4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.

Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь [16].

Программно-целевой  подход в организации и осуществлении  социальной поддержки молодых семей  позволяет государству оптимизировать свои задачи в этом направлении, наиболее рационально использовать имеющиеся  ресурсы таким образом, чтобы  по возможности учесть все важнейшие  потребности молодых семей, проблемы, связанные с их удовлетворением, и решать эти проблемы комплексно. Разработка и реализация целевых  программ становится, таким образом, инструментом социально-демографической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Муниципальные программы  в сфере социальной защиты молодых  семей на примере Краснодарского края

 

2.1. Законодательная основа  проведения жилищной политики  в Краснодарском крае

 

В соответствии с Законом Краснодарского края о государственной молодежной политике, молодой семьей  является семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в которой оба супруга не достигли возраста 35 лет, а также неполная семья с ребенком (детьми), в которой мать или отец не достигли возраста 35 лет. Оба супруга (мать или отец в случае, если семья неполная) должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Краснодарского края.

Информация о работе Социальная защита молодой семьи