Социальные льготы и гарантии в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что социальная сфера – это не только льготы, но и доступность здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, социальные пособия, государственная помощь в трудоустройстве, социальная помощь, различные социальные гарантии, налоговые преференции и т.д. Нельзя полностью перечеркнуть все наработанное ранее и начать с чистого листа. Поэтому при реформировании системы предоставления государственных социальных льгот, рассматриваемой как часть социальной сферы, должен преобладать взвешенный подход: изменяя отдельные устаревшие звенья этой системы, необходимо сохранить и развить лучшие ее направления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1 Институт социальных льгот и гарантий в Республике Беларусь…….5
1.1 Понятие, сущность, классификация социальных льгот……………5
1.2 Категории граждан, имеющих право на социальные льготы и гарантии………………………………………………………………………….10
2 Характеристика льгот и гарантий отдельных категорий граждан…15
2.1 Виды и условия предоставления социальных льгот участников ВОВ, инвалидам войны и боевых действий…………………………………………15
2.2 Виды льгот лицам имеющим государственные ордена и медали..16
2.3 Порядок предоставления и виды льгот военнослужащим и их родителям………………………………………………………………………18
2.4 Условия предоставления и вид льгот несовершеннолетним, детям-инвалидам до 18 лет……………………………………………………………21
2.5 Вид льгот иным категориям…………………………………………23
3 Порядок предоставления и виды социальных льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая изм..docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

1 Институт социальных  льгот и гарантий в Республике  Беларусь…….5

    1. Понятие, сущность, классификация социальных льгот……………5

1.2 Категории граждан,  имеющих право на социальные  льготы и гарантии………………………………………………………………………….10

2 Характеристика льгот  и гарантий отдельных категорий  граждан…15

2.1 Виды и условия предоставления  социальных льгот участников  ВОВ, инвалидам войны и боевых  действий…………………………………………15

2.2 Виды льгот лицам имеющим государственные ордена и медали..16

2.3 Порядок предоставления и виды льгот военнослужащим и их родителям………………………………………………………………………18

2.4 Условия предоставления  и вид льгот несовершеннолетним, детям-инвалидам до 18 лет……………………………………………………………21

2.5 Вид льгот иным категориям…………………………………………23

3 Порядок предоставления  и виды социальных льгот гражданам,  пострадавшим от катастрофы на  Чернобыльской АЭС и других  радиационных аварий…………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемой литературы………………………………………31

 

Введение 

 

 

Существующая в Беларуси система социальных льгот и гарантий не может сравниться ни с одной  из форм социальной поддержки по охвату населения. Она сформировалась на протяжении многих десятилетий. История вопроса  о льготах как одного из видов  социально помощи уходит своими корнями  в середину 30-х годов прошлого столетия.

Следует отметить, что социальная сфера – это не только льготы, но и доступность здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, социальные пособия, государственная  помощь в трудоустройстве, социальная помощь, различные социальные гарантии, налоговые преференции и т.д. Нельзя полностью перечеркнуть все наработанное ранее и начать с чистого листа. Поэтому при реформировании системы  предоставления государственных социальных льгот, рассматриваемой как часть  социальной сферы, должен преобладать  взвешенный подход: изменяя отдельные  устаревшие звенья этой системы, необходимо сохранить и развить лучшие ее направления.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что система предоставления государственных социальных льгот, прав и гарантий выстраивалась на протяжении многих лет, она затрагивает каждого из нас если не лично, то посредством родных и близких, пользующихся в настоящее время какими-либо видами государственной социальной поддержки, и, являясь относительно самостоятельной частью социального обеспечения, социальные льготы неразрывно связаны с его другими составляющими - пенсиями, пособиями, различными видами социального обслуживания и т.д., решая, наряду со специфическими, общие  задачи  по  социальной защите наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения.

Практическая  значимость данной курсовой работы связана прежде всего с тем, что необходимость социальных льгот в системе социального обеспечения,  их  потребность не только для отдельной личности, но и для общества в целом, предопределяет необходимость их дальнейшего развития и совершенствования. При этом следует отметить, что в процессе развития могут возникать новые виды льгот, а отдельные льготы,  исчерпавшие свое значение по  тем или иным причинам, прекратят свое существование.

Цель данной курсовой работы - дать оценку современному правовому регулированию социальных льгот и основных направлений его совершенствования.

Задачами данной курсовой работы являются:

1) изучение института социальных льгот и гарантий в Республике Беларусь

2) рассмотрение характерных льгот и гарантий отдельным категориям граждан

3) рассмотрение льгот гражданам, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Объектом курсовой работы избраны вопросы правового регулирования льгот в праве социального обеспечения.

Предмет исследования составили социально-обеспечительные правоотношения, связанные с законодательным установлением и практической реализацией прав граждан на социальные льготы. Рассмотрены теоретические и практические вопросы совершенствования законодательства о льготах.

Методологической основой предлагаемого исследования являются общие положения логики, философии, теории права, гражданского, административного, финансового и налогового права Республики Беларусь. При проведении исследования использованы общелогические методы (анализа, синтеза), диалектический, статистический, системно-структурный, исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие методы научного познания.

Нормативной базой работы послужили: Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 г.; Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2009 г. и иные нормативные акты.

Теоретическую основу исследования составили труды российских и белорусских ученых, посвященные различным аспектам рассматриваемой темы: И.В. Гущина, Т.А. Постоваловой, Н.А. Солянкиной, А.А. Кеника, К.Н. Гусова, Е.И. Астрахана, М.О. Буянова, Т.Н Хряпина.

 

  1. Понятие, сущность, классификация социальных льгот

 

 

Гражданам Республики Беларусь предоставляются льготы по социальному  обеспечению. Социальные льготы, права  и гарантии для отдельных категорий  населения являются одной из составляющих системы социальной защиты [1, c. 123].

Термин «льготы» в социальном обеспечении - собирательное понятие. Им охватываются лишь социально-экономические  мероприятия, проводимые государством, учреждениями и организациями всех видов и форм собственности, а  также колхозами за счет средств, ассигнованных по государственному бюджету, Фонда социальной защиты граждан  Министерства труда и социальной защиты, а также средств учреждений, организаций и колхозов. Целью  этих мероприятий является облегчение материального положения тех  граждан , которые еще или уже не имеют возможности их удовлетворения за счет заработной платы, получаемой за затраты ими своего живого труда, а также оказание помощи нуждающимся гражданам, являющимися нетрудоспособными по возрасту или по состоянию здоровья, а также оказание помощи многодетным и одиноким матерям в содержании и воспитании своих детей [2, с.51].

 В семантическом понимании  льгота-это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение  из общих правил. Льготы имеют  место там, где нет условий  для равного удовлетворения жизненно  важных потребностей. В подобном  случае льготы могут компенсировать  это, выполняя таким образом важную социальную функцию создания всем гражданам равных условий для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав [3, с. 187].

Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые  отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий  для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам  равные условия для индивидуального  развития, реализации ими конституционных  прав. Льготы регулируют не самостоятельное  общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным  элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно  к различным категориям субъектов, поэтому объединение данных норм не является самостоятельным институтом. Таким образом, предоставляется, что  льготы - -это подинститут института социального обслуживания [4, с.422].

Государственные социальные льготы, права и гарантии в Республике Беларусь – это предусмотренные  законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от исполнения установленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи  с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его  профессиональной деятельности [5].

С учетом изложенного выше уточним сущность понятия "льгота" и присущие ему основные признаки:

1) льгота - это исключение  из общих правил, отклонение от  единых требований нормативного  характера. 

2) льгота - это всегда определенные  преимущества субъекта или группы  людей по сравнению со всем  населением страны, региона;

3) эти преимущества в  обязательном порядке закрепляются  в нормативно-правовых актах компетентными  органами;

4) они направлены на  удовлетворение собственных интересов  личности, облегчение условий ее  жизнедеятельности;

5) льготы предоставляются  тем субъектам, в социально  полезной деятельности которых заинтересовано само государство и общество в целом.

Основная цель государственной  политики в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование  государственной социальной поддержки  населения, обеспечение экономической  эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступности, адресности, гарантированности [6, с.410].

Провести классификацию льгот  достаточно сложно. Они предусматриваются  в законах, указах и постановлениях Правительства. Но возможно разграничение  льгот:

 1) по целевому назначению: льготы по проезду; льготы по уходу и соц. обслуживанию; льготы по обеспечению получателя необходимым; льготы в сфере здравоохранения;

2) по субъектному составу: льготы  ветеранам; льготы многодетным  семьям; льготы инвалидам; льготы  пострадавшим от воздействия  радиации;

3) по условиям предоставления: зависящие  от материального положения получателя; зависящие от наличия определенных  законом заслуг у получателя; зависящие от наступления определенных  обстоятельств.

4) по характеру предоставления  следует различать льготы профессиональные  и социальные. К профессиональным  относятся льготы, предоставляемые  работникам за условия и характер  труда: лицам, работающим во  вредных для здоровья производствах,  военнослужащим, работникам правоохранительных, судебных органов и др. Социальными  льготами обеспечиваются ветераны, инвалиды, дети, семьи, учащаяся молодежь  и др. [7 с.17]

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является неоднозначным: принято считать, что в форме  льгот выступает компенсация  повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность, а также затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам и др.), такая компенсация не является льготной. Поскольку в виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идёт о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями  предоставления льгот по социальному  обеспечению является наступление  объективно существующих жизненных  обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами – льготами, если эти льготы не предоставить, то эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне [8, с. 516].

Другим основанием для  предоставления льгот выступает  наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот  по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно  назвать привилегиями. Они имеют  смысл, когда существует дефицит  услуг, большая очередь на предоставление услуг. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты, которые осуществляются путем предоставления компенсаций и льгот: льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг, торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда и др. [8, с.517]

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной  обязанности платить законно  установленные налоги, сборы, пошлины  для определенного круга лиц. Льготы предоставляются отдельным  категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом. Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство  не будет оказывать социальную поддержку  людям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, то эта обязанность  ляжет на плечи семьи, которая  из своей зарплаты вынуждена оплачивать социальные услуги [9 с.34].

В действующем законодательстве дифференциация льгот осуществляется по целям направления и условиям их предоставления, в частности:

  1. Льготы по лекарственному обеспечению, то есть право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
  2. Льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации.
  3. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению.
  4. Льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности.
  5. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения.
  6. Льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения.
  7. Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.
  8. Льготы по плате за установку квартирных телефонов.
  9. Льготы по плате за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления [6, с.411].

Информация о работе Социальные льготы и гарантии в РБ