Социальные льготы и гарантии в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что социальная сфера – это не только льготы, но и доступность здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, социальные пособия, государственная помощь в трудоустройстве, социальная помощь, различные социальные гарантии, налоговые преференции и т.д. Нельзя полностью перечеркнуть все наработанное ранее и начать с чистого листа. Поэтому при реформировании системы предоставления государственных социальных льгот, рассматриваемой как часть социальной сферы, должен преобладать взвешенный подход: изменяя отдельные устаревшие звенья этой системы, необходимо сохранить и развить лучшие ее направления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1 Институт социальных льгот и гарантий в Республике Беларусь…….5
1.1 Понятие, сущность, классификация социальных льгот……………5
1.2 Категории граждан, имеющих право на социальные льготы и гарантии………………………………………………………………………….10
2 Характеристика льгот и гарантий отдельных категорий граждан…15
2.1 Виды и условия предоставления социальных льгот участников ВОВ, инвалидам войны и боевых действий…………………………………………15
2.2 Виды льгот лицам имеющим государственные ордена и медали..16
2.3 Порядок предоставления и виды льгот военнослужащим и их родителям………………………………………………………………………18
2.4 Условия предоставления и вид льгот несовершеннолетним, детям-инвалидам до 18 лет……………………………………………………………21
2.5 Вид льгот иным категориям…………………………………………23
3 Порядок предоставления и виды социальных льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий…………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая изм..docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

5) Инвалиды I и II групп могут пользоваться бесплатным проездом на всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси, независимо от места жительства, а инвалиды I и II групп, проживающие в сельской местности, – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярных междугородних отношений в пределах административного района по месту жительства. Опять-таки последнее касается и лиц, сопровождающих инвалида I группы.

6) У инвалидов I и II групп сохраняется право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общественного пользования регулярных пригородных отношений – за исключением такси. Причем лицо, сопровождающее инвалида I группы по направлению государственной организации здравоохранения до места оказания медицинской помощи и обратно, здесь также пользуется бесплатным проездом [5].

7) Инвалиды I и II групп, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их в соответствии с законом, и проживающие отдельно или только с инвалидами I и II групп или неработающими пенсионерами на общих основаниях, имеют право на 50-процентную скидку по оплате за техническое обслуживание и пользование жилым помещением (из расчета на 20 квадратных метров общей площади), право на 50-процентную скидку по оплате коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электро- и теплоэнергия, вывоз мусора, пользование лифтами) согласно установленным тарифам и в пределах норм потребления, а инвалиды I и II групп, проживающие в домах без центрального отопления, – скидку на топливо, приобретаемое опять-таки в пределах установленных норм [5].

Таким образом, можно сделать  вывод, что в Республике Беларусь для инвалидов установлены льготы по оплате за лекарства и медицинское  обслуживание, по труду и трудоустройству, обеспечению протезно-ортопедическими  изделиями и средствами индивидуальной реабилитации, по оплате проезда в  пассажирском транспорте и жилищно-коммунальных услуг.

 

3 Порядок предоставления  и виды социальных льгот гражданам,  пострадавшим от катастрофы на  Чернобыльской АЭС и других  радиационных аварий.

 

 

Государственная поддержка граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС в настоящее время продолжается. Причем эта помощь довольно значительная: именно данная категория граждан  получает более половины всех средств, расходуемых на социальные льготы. Но в то же время Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 407 “О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан  на льготы”.

Указом установлено, что обмен  удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС и потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданных до вступления в силу Закона от 6 января 2009 года “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий” (до 16 июля 2009 г.), на удостоверения пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий нового образца будет проводиться в период с 1 января по 31 декабря 2012 года. Согласно Указу до завершения обмена документов “чернобыльские” льготы гражданам будут предоставляться на основании удостоверений старого образца (выданных в соответствии с Законом от 22 февраля 1991 года “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”).

Гражданам, у которых право на льготы, установленные Законом от 6 января 2009 года “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий”, возникло после вступления его в силу, будут выдаваться удостоверения  старого образца в период с 16 июля 2009 года по 31 декабря 2011 года с указанием  статей названного Закона, на основании  которых предоставляются льготы. Указ вступил в силу с 16 июля 2009 года. [19]

В систематизированном виде льготы и компенсации лицам, подвергшимся радиационному облучению, представлены в Законе Республики Беларусь "О  социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Численность населения, проживающего в районах радиоактивного загрязнения , составляет 1,6 млн человек, а удельный вес льгот и компенсаций в общих расходах на реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - свыше 50% [12 с.47].

В наибольшем объеме льготы предоставляются самой пострадавшей группе населения: лицам, заболевшим и  перенесшим лучевую болезнь, вызванную  последствиями чернобыльской катастрофы; инвалидам, в отношении которых  установлена причинная связь  инвалидности с катастрофой; детям  с заболеваниями кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденома, рак) и злокачественных опухолей. Последние приравнены к инвалидам I группы [20 с. 68].

Данная категория граждан  имеет право на бесплатное обеспечение  лекарствами и путевками на санаторно-курортное  лечение и оздоровление, единовременную денежную компенсацию за ущерб здоровью и ежегодную материальную помощь на оздоровление, отпуск в удобное время плюс дополнительный отпуск 14 календарных дней с сохранением заработной платы, снижение общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и пенсионные надбавки. Если одиноко проживающий инвалид нуждается в постороннем уходе, ему возмещаются расходы, связанные с обслуживанием на дому. Таким образом, льготы и компенсации лицам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, направлены прежде всего на компенсацию ущерба здоровью.

Наряду с этим предусмотрен ряд мер по улучшению экономического положения граждан указанной  категории. К таким мерам относятся: освобождение от уплаты части подоходного  налога; обеспечение жилплощадью  и получение ее в собственность; первоочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы; получение ссуды на строительство и приобретение жилья  с погашением 50% за счет госбюджета; 50-процентная оплата жилой площади  и коммунальных услуг; бесплатный проезд в общественном городском и пригородном  транспорте, а также один раз в  год в любой пункт страны. Существует также ряд льгот в образовательной сфере: внеконкурсное поступление в высшие и средние специальные учебные заведения с обязательным предоставлением общежития и 50-процентной надбавки к стипендии, внеочередное предоставление мест детям инвалидов в дошкольных учреждениях и летних лагерях с бесплатным содержанием. В современных экономических условиях повышается значение жилищных, коммунальных и транспортных льгот и снижается роль денежных выплат. Вместе с тем, не все льготы должны быть безусловными. Например, право получения стипендии и надбавки к ней целесообразно предоставлять при отсутствии задолженности по результатам экзаменационной сессии и нарушений учебной дисциплины [20 с. 69].

В Законе "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" ряд статей направлен на компенсацию риска  проживания в условиях повышенного  радиационного фона и обеспечение  безопасного материнства и детства. Согласно статьям 23-24, семьи с детьми, проживающие в зонах первоочередного  и последующего отселения, а также  с правом на отселение, имеют право  на: более продолжительный дородовый  отпуск (на 20 дней) с проведением  оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения; двойной размер пособий  по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей; ежегодное  бесплатное обеспечение путевками  сроком до двух месяцев на оздоровление детей и подростков (при невозможности  предоставления путевок предусмотрена  денежная компенсация); бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное питание школьников и учащихся ПТУ и техникумов [21].

В зоне проживания с периодическим  радиационным контролем (статья 25) женщины  имеют право на более продолжительный  дородовый отпуск (на 20 дней), ежегодное  обеспечение бесплатными путевками  сроком до 1 месяца на оздоровление детей  и подростков, а также бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях в сельской местности.

Льготы и компенсации  в сфере трудовых отношений предусматривают  увеличение продолжительности трудового  отпуска до 30-44 календарных дней в зависимости от зоны; выплату  при переводе на нижеоплачиваемую работу в соответствии с медицинским заключением разницы между прежним и новым заработком до восстановления трудоспособности или установления инвалидности. В зонах отселения и с правом на отселение предусматривается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере государственной месячной тарифной ставки (оклада) при предоставлении трудового отпуска [20 с.70].

Законодательство предоставляет  равные права на льготы и компенсации  лицам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного  и последующего отселения, а также  самостоятельно покинувшим эти зоны после катастрофы. При выезде из указанных зон работники имеют право на расторжение трудового договора без соблюдения сроков предупреждения нанимателя, выплату выходного пособия в размере четырехкратной среднемесячной заработной платы, первоочередное трудоустройство на новом месте жительства, сохранение непрерывного трудового стажа в течение четырех месяцев, единовременное пособие в размере месячного должностного оклада и на каждого переезжающего члена семьи, денежные компенсации за утраченное в связи с переселением имущество и расходы по переезду и перевозу имущества. Таким образом, четко просматривается направленность предоставляемых прав на компенсацию материального ущерба, помощь в обустройстве на новом месте жительства и трудоустройстве [1 с. 148].

В целях обеспечения социальной защиты, медицинского обслуживания и  оздоровления детей и подростков, эвакуированных и переселенных из зон  эвакуации, первоочередного отселения  и последующего отселения, включая  тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, предоставляются  дополнительные льготы: бесплатное санаторно-курортное  лечение по медицинским показаниям в санаториях соответствующего профиля; бесплатный отпуск лекарств (по рецептам врачей); бесплатный проезд (туда и обратно) совместно с одним из родителей или заменяющим его лицом до места лечения или санаторно-курортного лечения по направлениям медицинских учреждений с правом первоочередного приобретения билетов; ежегодное бесплатное оздоровление в летних лагерях и других оздоровительных учреждениях, а в случае невозможности предоставления путевки - выплата денежной компенсации в размере ее средней стоимости [21].

Таким образом, система социальной защиты населения, проживающего в районах  радиоактивного загрязнения, включает комплекс льгот и компенсаций, направленных на снижение радиационных рисков и  компенсацию ущерба здоровью. Реализуются  меры экономического характера в сфере налогообложения, жилья, транспорта, коммунальных услуг, образования, роль которых возрастает в условиях снижения общего уровня жизни в стране. В то же время инфляционные процессы приводят к утрате реального значения денежных выплат, в результате чего они приобретают номинальный характер и не выполняют компенсационной функции. Тем самым снижается степень социальной защищенности населения, проживающего в условиях радиационного риска.

На современном этапе  существует объективная необходимость  в дальнейшем совершенствовании  системы льгот и компенсаций  для данной категории граждан.

 

 

Заключение

 

 

Имеющаяся система государственных  социальных льгот, определяющая конкретные объемы, характер мер социальной поддержки  и условия ее предоставления, формировалась  в переходный период развития экономики, характеризовавшийся расслоением  общества, ухудшением материального  положения отдельных категорий  граждан. В начале 90-х годов 20 века многие работники, в частности, работники бюджетной сферы, получали мизерные зарплаты, значительная часть населения находилась за чертой бедности, что требовало от государства незамедлительного принятия мер по социальной защите граждан. При этом малообеспеченные и социально незащищенные граждане определялись не столько в зависимости от дохода, сколько по отнесению их к той или иной категории. Такой путь на этом этапе экономического развития представлялся наиболее простым и обоснованным.

Сегодня социально-экономическая  обстановка кардинально изменилась: выросли доходы населения, снизилось  число малообеспеченных граждан, введена  адресная социальная помощь.

В то же время, предоставление государственных социальных льгот  стало в настоящее время одной  из наиболее неэффективных и затратных  программ государственной социальной поддержки населения. При распределении  социальных льгот по формально-категориальному  принципу не принимается во внимание степень нуждаемости граждан. Законодательством  определено более 50 категорий «льготников» без учета их имущественного положения.

В наследство от советской  системы остался подход по предоставлению льготы не только лицу, имеющему соответствующие  заслуги перед Отечеством, либо нуждающемуся в дополнительной государственной  поддержке в силу своей трудовой (служебной) деятельности, но и членам его семьи. При этом уровень материальной обеспеченности и трудоспособность членов семей не учитываются. Это  ведет к необоснованному распылению финансовых средств.

Число льготников составляет в стране примерно 6.5 млн человек, то есть 2\3 всего населения. Самыми многочисленными категориями получателей льгот являются ветераны труда, граждане, получающие льготы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и инвалиды независимо от причин инвалидности.

Согласно статистическим данным за 2006-2011 наиболее обеспеченные категории граждан получили льгот  в 1.3 раза больше, чем наименее обеспеченные. Это объясняется тем, что в  более проигрышном положении  находятся сельские жители, которые  не могут реализовать свое право  на социальную льготу, поскольку в  меньшей степени обеспечены телефонной связью, не пользуются централизованным отоплением, водоснабжением, реже ездят  в общественном транспорте. Таким  образом, социальными льготами пользуются зачастую не те, кто в них действительно  нуждается.

Информация о работе Социальные льготы и гарантии в РБ