Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
1. Муниципальный уровень управления образовательными учреждениями
1.1. Образование как социальный институт. Система управления образовательными учреждениями Российской Федерации
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах3:
1. гуманистический характер образования. Под данным принципом понимается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также то, что система образования Российской Федерации ориентирована на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Система образования Российской Федерации с одной стороны унифицирована, с другой – в ней есть возможности для защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и иных особенностей в условиях многонационального государства;
3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. В основе указанного принципа лежит персональная, личностная ориентированность;
4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Указанный принцип базируется на осознании того, что образовательная система должна быть самостоятельной и не зависимой от религиозных, политических или иных догматов;
5. принцип свободы и плюрализма образования предполагает обязательное наличие множества парадигамальных течений, представляющих различные взгляды на ту или иную проблему;
6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В рамках дипломного проекта указанный принцип представляется нам особенно важным, в силу того, что он подчеркивает с одной стороны автономность образовательных учреждений, с другой акцент делает на многоуровневости и единстве политики управления образовательными учреждениями4.
Специфика образования
как социального института
Высокая значимость образовательной системы в современном обществе объясняется набором социальных функций, которые она выполняет. Самыми важными среди них являются:
Вышеуказанные функции и принципы образовательной системы реализуются на всех уровнях управления: на федеральном, региональном и местном. В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:
- федеральные (центральные)
государственные органы
- федеральные ведомственные органы управления образованием;
- государственные органы
Постановление Правительства РФ от 9 января 1990г. №21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации»7 устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:
-Министерство образования
и науки Российской Федерации
(федеральный орган
-Министерства образования республик в составе Российской Федерации (является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим в установленном порядке управление и координацию деятельности других республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти в области дошкольного, общего и профессионального образования);
-Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований (реализация полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в области образования);
-Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга (реализуют государственную политику по обеспечению конституционного права граждан на образование).
Наряду с вышеперечисленными структурами могут быть созданы органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) – муниципальные органы управления образованием.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей8.
Цель муниципального управления образовательными учреждениями состоит в обеспечении оптимального функционирования и развития управляемой системы, перевода ее на новый, качественно более высокий уровень с помощью необходимых условий, способов, средств и воздействия9.
В силу того, что на территории муниципальных образований может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них. Визуально разновидности образовательных учреждений, действующих на муниципальном уровне можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1)10.
Рис. 1. Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования.
Все вышепредставленные образовательные учреждения являются объектом воздействия муниципальной образовательной политики, которая во многом зависит от нормативно-правовой базы, регламентирующей указанную сферу. Поэтому появление следующего подраздела в рамках дипломной работы представляется нам логичным и оправданным.
1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу управления образованием
Нормативно-правовую основу системы управления образовательными учреждениями Российской Федерации составляют 3 группы актов:
- федеральное законодательство;
- региональное законодательство;
- нормативно-правовая база органов местного самоуправления11;
На уровне Российской Федерации управление образованием базируется на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-ФЗ «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» является основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области образования. С 1992 г. данный нормативно-правовой акт претерпел многочисленные существенные изменения, отражающие те или иные потребности развития образования за последние годы. Данный Закон направлен на регулирование вопросов разграничения компетенции в области образования между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, обеспечение и защиту конституционного права граждан Российской Федерации на образование, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования.
Его положения направлены не только на регулирование образовательных отношений, но и на регулирование финансовой и экономической деятельности образовательных учреждений.
Так же следует выделить Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и ряд постановлений правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства
РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе
государственного управления
- Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная Постановление Правительства РФ 4 февраля 2010 г. N 271.
- Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323.
Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждены и многочисленные типовые положения затрагивающие вопросы деятельности образовательных учреждений Российской Федерации, например:
- «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» от 14.02.2008 N 71;
- «Об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196;
- «Об учреждении начального профессионального образования» от 14 июля 2008 г. N 521;
- «О среднем профессиональном-техническом училище» от 22.02.1985 N 177;
- «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 19 сентября 1997 г. N 1204;
- «О дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 г. N 66612;
В комплекс нормативно-правовых актов управления образованием на федеральном уровне входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий13.
Основу ведомственных нормативных документов составляют в первую очередь акты Минобразования РФ:
- Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574;
Информация о работе Совершенствования системы образования на муниципальном уровне