Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Уставом образовательного
учреждения может быть предусмотрена
предпринимательская
Таким образом, муниципальная управленческая структура по существу выступает посредником между социально-производственной и образовательной сферами города; координирует процесс удовлетворения потребностей города посредством образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями муниципальной системы образования. Иначе говоря, она выполняет две основные функции:
а) посредническую;
б) координационную (см. приложение 1).
Органы муниципального управления образованием управляют как муниципальными, так и немуниципальными образовательными учреждениями, они тесно взаимодействуют с соответствующими структурами в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
По отношению к немуниципальным учреждениям органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют контроль их деятельности. В отношении к муниципальным структурам – они «вправе координировать» их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории24.
Характер, направление и особенности муниципальной системы управления образовательными учреждениями зависят от множества факторов: государственной и региональной политики; образовательного уровня местного сообщества, актуальных муниципальных проблем.
Анализ практики управления образовательными учреждениями на муниципальном уровне в Российской Федерации позволил нам выделить три основных механизма управленческого воздействия:
- разработку и реализацию целевых образовательных программ;
- развития форм участия общественности в управлении муниципальными образовательными учреждениями (создание муниципальных общественных советов, попечительских и школьных советов);
-создание муниципальных систем оценки качества деятельности образовательных учреждений.
В качестве примера реализации первого направления можно привести долгосрочную целевую программу Щёлковского муниципального района «Развитие системы образования в Щёлковском муниципальном районе Московской области на 2011-2015 гг.» 25. В основе программы лежат:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 4 февраля 2010 г. №271.
- Областная целевая программа «Развитие образования в Московской области на период 2009—2012 годов»; утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25 декабря 2008 г. N 1185/50
Муниципальным заказчиком данной программы является Администрация Щёлковского муниципального района Московской области. Цель программы состоит в обеспечении инновационного характера развития системы образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления Щёлковского муниципального района.
Основными задачами являются:
- совершенствование научно-методического, информационного обеспечения образовательного процесса как механизма системных изменений и инновационных преобразований в муниципальной системе образования;
- обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся.
- развитие сети образовательных учреждений и институциональной структуры системы образования;
- формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников;
- развитие кадрового ресурса системы образования и совершенствование профессионального мастерства педагогических работников;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений;.
- создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- создание условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, организация социального опыта детей и подростков Щёлковского муниципального района Московской области.
В программе определены объем, источники финансирования, сроки реализации программы и ее исполнители.
Примером развития форм участия общественности в управлении муниципальными образовательными учреждениями может служить опыт создания общественных советов.
Общественные советы – коллегиальные, совещательные органы, являющиеся формой общественного участия в управлении муниципальной системой образования, способствующей росту влияния местного сообщества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышения эффективности муниципальной системы образования, ее открытости для общественности.
В состав общественных советов, как правило, входят представители органов местного самоуправления, общественности, а также могут включаться представители учащихся.
К компетенции общественных советов относят: 1) участие в разработке и принятии основных направлений развития системы образования муниципального образования; 2) осуществление общественного контроля за состоянием системы образования, реализацией программ развития, соблюдением законных прав и интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; 3) осуществление общественного контроля за рациональным использованием выделяемых бюджетных средств, доходов от собственной деятельности образовательных учреждений и привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений образования; 4) разработку механизмов для разрешения возникающих конфликтов в сфере образования; 5) осуществление общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений и их руководителей; 6) поддержку общественных и творческих инициативы в сфере образования; 7) информирование общественности о своей деятельности26.
В качестве примера создания общественного совета по развитию муниципальной системы образования может служить опыт города Ярославль27.
Цель деятельности Общественного совета г. Ярославль состоит обеспечение общественного участия в развитии системы образования, в создании условий роста влияния местного сообщества на доступность качественного общего, дошкольного и дополнительного образования детей в городе Ярославле, повышение эффективности муниципальной системы образования, её открытости для общественности.
Другими примерами вовлечения общественности в систему управления образованием является опыт г. Мценска, г. Новосибирска, г. Бердска, г. Томска и др.28. В муниципальной целевой программе «Модернизация системы образования города Мценска на 2009-2010 годы», утвержденной постановлением главы города Мценска от 27 апреля 2009 года № 308 закреплено, что «активное участие общественных институтов в решении образовательных проблем является основным условием успешности реализации муниципальной программы модернизации системы образования города». В Концепции модернизации муниципальной системы образования Новосибирска на 2004-2010 годы, утвержденной решением городского Совета Новосибирска от 21 января 2004 года № 348 отмечается, что «структура управления муниципальной системой образования должна продолжить совершенствование практики включения в управление представителей родительской общественности, попечительских советов, осуществление принципа государственно-общественного управления образованием».
На основе соответствующих программ в г. Бердске создан городской Совет по образованию, в г. Пскове - муниципальный координационный управляющий Совет в сфере образования, в г. Барнауле - муниципальный общественный Совет по развитию образования, в г. Томске – муниципальный государственно-общественный Совет по развитию общего образования в городе Томске, в г. Калуге – муниципальный общественный Совет по развитию образования и Совет родительской общественности города Калуги (далее – общественные советы) и т.д.
Деятельность общественных советов охватывает все муниципальные образовательные учреждения, находящиеся на территории муниципального образования.
Другой формой участия общественности в сфере образования является ее участие в управлении образовательным учреждением. В соответствии с пунктом 69 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2001 года к основным формам самоуправления в общеобразовательном учреждении относятся совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет29. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения.
Совет общеобразовательного учреждения формируется посредством выборов, назначения и кооптации. Сроки формирования совета определяются уставом школы, как правило, он формируется один раз в два года. Совет состоит из представителей всех участников образовательного процесса: 1) родителей (законных представителей) учащихся всех ступеней общего (среднего) образования; 2) учащихся второй и третьей ступени общего (среднего) образования; 3) работников школы. Представительство от каждой группы участников образовательного процесса в совете определяется уставом школы, но не может быть менее одной трети.
Совет регулярно информирует участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях. Он участвует в подготовке, принимает и направляет на утверждение руководителя школы ежегодный публичный доклад образовательного учреждения, заслушивает отчеты руководителя по итогам учебного и финансового года. Он выполняет организационные, финансовые, информационные и образовательные функции направленные не только на внутреннею деятельность школы, но и на внешнее взаимодействие школы с органами местного самоуправления, некоммерческими и коммерческими организациями.
Иной формой самоуправления общеобразовательного учреждения является попечительский совет школы. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 года.
Попечительский совет создается в целях содействия функционированию и развитию школы. В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии школы. Например, в г. Челябинске состав попечительского совета формируется из представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих школе постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную и иную помощь. В состав попечительского совета входят представители учредителя, руководители органов городского самоуправления.
Наконец, рассмотрим третий механизм управленческого воздействия муниципальных структур на образовательную систему – механизм создания собственной системы оценки качества деятельности образовательных учреждений.
В качестве примера можно привести городской округ Железнодорожный Московской области. В городском округе Железнодорожный существует положение от 12.11.2008г. № 523 «О муниципальной системе оценки качества образования в городском округе Железнодорожный Московской области», созданное по приказу Комитета по образованию Администрации городского округа Железнодорожный Московской области30.
Целями системы оценки качества образования являются:
- создание единой системы
диагностики и контроля
- получение объективной
информации о состоянии
- повышение уровня
информированности
Информация о работе Совершенствования системы образования на муниципальном уровне