Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
- Положение о порядке
аттестации и государственной
аккредитации образовательных
- Положение о государственной
аккредитации образовательных
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. утвержденное приказом Минобразования РФ от 10 февраля 2002 г. N 39314;
Вторая группа нормативно-правовых актов базируется на региональном законодательстве Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
В Республике Башкортостан система образования базируется на следующей нормативно-правовой базе:
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании» от 29.10.1992 N ВС-13/32. Многие пункты и положения указанного закона дублируют аналогичный закон федерального уровня. Кроме того, в республиканском законе практически не рассмотрены вопросы лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора) в области образования. На мой взгляд, эти вопросы не должны быть рассмотрены в республиканском законе т.к. мы являемся субъектом РФ и основополагающим законом для Республики Башкортостан является федеральный закон.
-Закон «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года N 216-з ;
-Закон Республики Башкортостан «О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ» от 28 февраля 2008 года N 541-з;
-Закон Республики Башкортостан «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» от 14.07.2010 N 294-з;
-Закон Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» от 27.10.2008 № 35-з;
-Закон Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» от 10.06.96 N 34-з15.
На повышение качества работы образовательных учреждений ориентированы указы Президента Республики Башкортостан, постановления правительства Республики Башкортостан и приказы Министерства образования РБ. Среди них следует выделить:
-Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении концепции развития национального образования в Республике Башкортостан» от 31 декабря 2009 года N УП-730;
-Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан» от 30 апреля 2002 года N УП-198;
-Указ Президента Республики Башкортостан «Об Управлении по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан» от 16 сентября 2010 года N УП-545;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о выплате единовременного пособия молодым педагогам государственных образовательных учреждений Республики Башкортостан» от 3 мая 2011 года № 141;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «О выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан» от 5 июня 2006 г. № 153;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «О реализации закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» от 25 сентября 2006 г. N 275;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении положения об Управлении по контролю и надзору в сфере образования при министерстве образования Республики Башкортостан» от 6 февраля 2009г. N 43;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Республики Башкортостан» от 23 августа 2005 г. N 184;
-Постановление Правительства Республики Башкортостан «О порядке утверждения уставов государственных бюджетных образовательных учреждений Республики Башкортостан» от 14 сентября 2009 г. N 354;
-Приказ от 18 мая 2011 года №724 об утверждении типовой формы договора о выплате единовременного пособия молодому педагогу государственного образовательного учреждения РБ;
-Приказ об утверждении положения о порядке аттестации руководящих работников ГОУ, подведомственных МО РБ № 513 от 12.04.2011;
-Приказ «Об утверждении порядка приема в государственные учреждения начального профессионального образования Республики Башкортостан» от 12 ноября 2009 г. N 1564;
-Приказ «Об утверждении методических рекомендаций по применению положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Республики Башкортостан» от 28 сентября 2007 г. № 2922;
-Приказ «Об утверждении Положения о Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения об экспертных группах по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан» от 16 февраля 2011г. № 196.
Следует отметить, что указы Президента Республики Башкортостан и Постановления Правительства Республики Башкортостан ориентированы в основном на материальное стимулирование лиц, занятых в образовательной сфере. Они прописывают моменты финансирования образовательных учреждений, денежные выплаты работникам образования, контроль и надзор в сфере образования. В то время как приказы Министерства образования регламентируют в основном вопросы качества работы образовательных учреждений Республики Башкортостан.
Третью группу нормативно-правовых актов составляют документы органов местного самоуправления, имеющие юридическую силу. В качестве примера приведем ГО г. Уфа в нем изданы:
-Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении нормативно-правовых актов по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
-Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О материальном стимулировании работников образовательных учреждений системе среднего общего образования» от 17 мая 2007 г. N 24/23;
- Городская целевая
программа развития системы
Помимо целевых программ есть множество иных положений главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, имеющих краткосрочный характер:
-Положения о проведении городского конкурса детского музыкального творчества «Звездочки столицы -2011» утверждено Администрацией ГО г. Уфа РБ от 22.04.2011;
-Положение о проведении конкурса «Грамотные дети» утверждено Администрацией ГО г. Уфа РБ от 15.02.201117.
Большинство нормативно-правовых актов местного уровня представляет собой реализацию на местах программ федерального и регионального значения.
Резюмируя сказанное выше можно отметить, что в Российской Федерации создана разветвленная система нормативно-правового регулирования деятельности образовательных учреждений разного уровня республиканское и местное законодательство представляет собой логичное продолжение федеральных нормативно-правовых актов.
1.3. Муниципальный уровень управления образовательными учреждениями: опыт органов местного самоуправления Российской Федерации
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций18.
Основными элементами муниципальной системы образования, согласно ее определению, являются:
1. Образовательные учреждения, находящиеся на территории местного самоуправления, со всем их материально-техническим оснащением.
В каждом конкретном регионе или населенном пункте система образования страны репрезентирована определенным количеством образовательных учреждений разного уровня образования. При этом могут быть представлены далеко не все потенциально возможные их типы и виды, что обусловлено многими причинами: культурными традициями территории, ее демографическими особенностями, уровнем развития производственной сферы в прошлом или в настоящем19.
Совокупность всех образовательных учреждений, находящихся на территории местного самоуправления, независимо от их форм собственности и подчиненности составляет единый образовательный комплекс.
Иногда для обозначения совокупности взаимодействующих между собой образовательных учреждений данной территории используется понятие «образовательное пространство». Оно вошло в широкое употребление в период реформирования российского общества. В частности, в федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) одним из принципов, на которых должна основываться государственная политика в области образования, провозглашено «единство федерального культурного и образовательного пространства20;
2. Потребители образовательных услуг – лица, обучающиеся и/или являющиеся потенциальными потребителями образовательных услуг в данный период времени на данной территории.
3. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности.
4. Управленческие структуры местной администрации, занимающиеся проблемами образования, а также работники этой сферы. С целью оперативного решения вопросов управления образовательными учреждениями на местном уровне в муниципальных администрациях создаются муниципальные органы управления образованием, которые могут иметь форму управления, отдела и т.д. – в зависимости от масштабов решаемых им задач. Создание таких структур фактически предписано органам местного самоуправления федеральным законом «Об образовании».
К области исключительной компетенции органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 2 ст.31 ФЗ «Об образовании») относится21:
1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.
Федеральный закон «Об образовании», устанавливает то, что органы местного самоуправления ответственны, «за реализацию прав граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования» (п. 1 ст. 31). К их компетенции отнесено, «обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения» (п. 2 ст. 31).
Кроме того ст. 31 закрепляет и ответственность муниципальных органов управления образованием «за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной им территории», что фактически означает, контроль за всеми, а не только общеобразовательными учреждениями на данной территории;
2. право регулирования отношений собственности в системе образования, установления дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования, формирования местных бюджетов в части расходов на образование.
В соответствии с законодательством
органы местного самоуправления формируют
местные бюджеты в части
Новая политика вариативного образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования. С этой целью на муниципальном уровне могут быть введены следующие экономические и организационные меры:
Информация о работе Совершенствования системы образования на муниципальном уровне