Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций, полномочий привели к середине первого десятилетия двадцать первого века к такому её состоянию, когда становится возможным утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1. Понятие «судебной реформы» 5
1.2 Этапы судебной реформы 6
1.3 Содержание судебной реформы в РФ 10
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 17
2.1 Проблемы реализации судебной реформы 17
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 21
2.3 Кадровое обеспечение 22
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая Система гос и мун упр.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

федеральное государсвтенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления

 

Тема: Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение

 

 

 

Выполнил: Иванова Ирина Алексеевна

Специальность: ГМУ

                                                                                     Группа: 2412

 

 

Руководитель__________________

  ________________________

__________________________________

Новосибирск 2011

 

Оглавление

 

Введение

Актуальность изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций, полномочий привели к середине первого десятилетия двадцать первого века к такому её состоянию, когда становится возможным утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма государственной власти.

Однако полтора десятилетия  – достаточно короткий срок для  полномасштабного становления властного  института в государственно-правовой системе. Поэтому сегодняшние проблемы совершенствования судебной власти требуют особого внимания, приложения усилий государства и общества, нуждаются в детальном и глубоком научном исследовании, прогнозировании путей развития на ближайшие годы и формулировании стратегии на более длительные перспективы.

Объект исследования: судебная реформа.

Предмет: направления, эффективность  и кадровое обеспечение судебной реформы.

Цель настоящей работы: изучение судебной реформы в Российской Федерации.

Задачи работы:

- рассмотреть сущность и основные принципы судебной реформы

- провести анализ состояния реализации судебной реформы;

- выявить направления развития, эффективность и кадровой обеспечение судебной реформы.

В качестве методов исследования используются теоретический анализ литературы, анализ правовых документов.

 

Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы

1.1. Понятие «судебной реформы»

Реформа – предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути.

Действующее законодательство не содержит понятия судебной реформы, такое понятие можно вывести из конституционных норм, программных источников.

Безусловно, понятие «судебной  реформы» намного уже категории  «правовая реформа». Последняя включает в себя как судебную реформу, так  и комплекс преобразований в области системы и содержания законодательства, юридического образования, подготовки юрисконсультов предприятий, а также в сфере корпоративного самосознания юридического сообщества и правосознания населения и т.д. Иначе говоря элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе:

Судебная же реформа – изменения  направленные на становление в России самостоятельной судебной власти.

В литературе даются и более широкие  определения судебной реформы как  «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и  переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов» [27, с.36]. На наш взгляд «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…» [32, с.352].

Таким образом, необходимо разграничивать понятия «правовой реформы» и «судебной реформы», где под последней понимается – реформа судебной системы, порядка осуществления судопроизводства, нормативных основ судебного процесса, гарантий участникам данной системы.

Говоря о разграничении понятий, необходимо заметить, что судебная реформа и правовая реформа – тесно связаны. Судебная реформа выступает как «локомотив» правовой, административной и иных реформ в Российской Федерации. В тоже время судебная реформа не может быть успешной без проведения широкомасштабной правовой реформы.

1.2 Этапы судебной  реформы

Началом судебной реформы  принято считать появление первого  Закона союзного значения «О статусе судей», где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.

Первый Всероссийский съезд  состоялся в октябре 1991 года и  стал выразителем воли всех судей  страны. Тогда было принято решение  о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.

В октябре 1991 года была принята  Концепция судебной реформы [18], которая закрепила следующие задачи:

1) защита и неуклонное  соблюдение основных прав и  свобод человека, конституционных  прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление в нормах  уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных  актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение достоверности  и повышение доступности информации  о деятельности правоохранительных  органов, судебно-правовой статистики;

4) создание федеральной  судебной системы;

5) признание права  каждого лица на разбирательство  его дела судом присяжных в  случаях, установленных законом;

6) расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие  важнейшие направления:

- создание федеральной  судебной системы;

- признание права каждого  лица на разбирательство его  дела судом присяжных в случаях,  установленных законом;

- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

- организацию судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

- дифференциацию форм  судопроизводства;

- совершенствование системы  гарантий независимости судей  и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Авторы Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить [33, с.18].

Затем 26 июня 1992 года был принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации» - основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые был создан новый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Важным обстоятельством  явилось создание службы материального  обеспечения судов – Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Не расписывая подробно все вехи современной судебной реформы, выделим основные ее этапы:

Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов  о судебной реформе.

Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть».

На этом этапе принимается  ряд конституционных законов:

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием  Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В  Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов

Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. №805).

В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский съезд судей, результатом  которого, в том числе, явилось Постановление «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования». VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще рано.

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет  завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все  задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.

Целями Программы являются повышение качества осуществления  правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы  являются:

- обеспечение открытости  и прозрачности правосудия;

- повышение доверия  к правосудию, в том числе за  счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;

- создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

- обеспечение независимости  судей;

- повышение уровня  исполнения судебных актов.

В Программе подводятся итоги ранее действовавшей программы, а также предлагаются направления  совершенствования и развития судебной системы, которые будут рассмотрены нами ниже [41, с.33].

1.3 Содержание  судебной реформы в РФ

Содержание судебной реформы выясним, рассмотрев его через призму целей и задач судебной реформы, принципов судебной реформы, нормативного обеспечения судебной реформы.

Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение