Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:15, курсовая работа
Актуальность изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций, полномочий привели к середине первого десятилетия двадцать первого века к такому её состоянию, когда становится возможным утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма государственной власти.
Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1. Понятие «судебной реформы» 5
1.2 Этапы судебной реформы 6
1.3 Содержание судебной реформы в РФ 10
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 17
2.1 Проблемы реализации судебной реформы 17
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 21
2.3 Кадровое обеспечение 22
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников 31
Еще одно важно замечание высказываемое в судейском сообществе: «Нельзя предлагать и пытаться реализовать новые концепции реформ через каждое десятилетие». Действительно, нельзя городить каждое десятилетие новую судебную реформу, рациональнее довести до логического конца уже свершившиеся изменения.
Сохраняются проблемы с соблюдением сроков назначения кандидатов на должности судей, несовершенством конкурса и связанные с этим трудности формирования судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Иногда судьи ждут очередного назначения по несколько лет без всякого объяснения причин подобных затяжек. Исследователи констатируют, что регулярное затягивание назначения судей – является одним из элементов неуважения к суду. «Уже действующие судьи часто не включаются в списки для продления полномочий. Причем Администрация Президента РФ нередко никак не объясняет причин такого положения. В этой части процесс назначения и особенно продления полномочий судей носит закрытый характер, а отсутствие прозрачности создает для исполнительной власти возможности влиять на отдельных судей и судебную власть в целом» [22, с.33].
В этой связи особое внимание должно быть уделено срокам назначения судей и вопросам взаимодействия с Администрацией Президента РФ.
Актуальной задачей
и проблемой современной
В целом ряде случаев судебная система остается в информационной блокаде, что лишает ее возможности публично отстаивать свои интересы, делает уязвимой и, в известной степени, зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заказные выступления отдельных средств массовой информации. Все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.
Основой для успешного
проведения реформ в судебной системе
является качественный уровень нормативно-правовой
базы. Между тем, следует констатировать,
что качество ряда принятых в последнее
десятилетие законов
Принято немало актов, толкование и применение которых представляет значительную сложность.
Частые изменения создают проблему безошибочно ориентирования правоприменителя и это может привести и приводит к судебным ошибкам. Более того «низкое качество судебных актов открывает широкую дверь для судебного субъективизма и произвола; будущий судья должен в первую очередь владеть самостоятельно основами толкования законодательства» [28, с.42].
Судебная реформа – это практическое преобразование. Достижение целей преобразований связано не столько с нормативным описанием «правильных» образцов правосудия и правоохранительной деятельности, не столько с заимствованием институтов из иностранного и российского дореволюционного права, сколько с точным представлением о причинах провалов при налаживании новых отношений чисто юридическими методами.
Главной причиной того, что новшества не прививаются на современной российской почве и извращаются на практике, выступает сопротивление демократическим преобразованиям со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов, а также судебной и правоохранительной систем в целом. Новые формы оказываются не адекватными менталитету этих людей, их повседневным служебным отношением и привычкам, принятым в названных системах технологиям способам оценки деятельности и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации, сохранение руководящих постов в судах и правоохранительных органах за людьми советской закалки или их выучениками имеют своим следствием уязвимость, ненадежность, шаткость всяческих преобразований.
Следующей по значимости причиной, сдерживающей демократические преобразования, представляется сохранение в видоизмененных формах «телефонного права», а также институциональных связей и личных приязненных отношений работников судебной и правоохранительной систем. Эти системы охотно предоставляют федеральной и местной власти услуги по выборочному уголовному преследованию и угодному разрешению так называемых «заказных» дел. Власти, в свою очередь, небескорыстно создают на базе некоторых судов «островки благополучия», снабжают суды и судей через органы Администрации Президента и местных администраций, доплачивают судьям и персоналу из неконституционных источников, списывают с судов коммунальные долги, ведут переговоры с председателями судов по поводу предоставления нуждающимся судьям квартир.
Многие службы и подразделения правоохранительных органов переродились, предоставляя коррупционные услуги организациям и частным лицам; продажность захлестнула и судейский корпус, стала реальной проблемой. Надо отметить, что судьи принимают взятки, в основном, за быстроту рассмотрения дел и вынесение законных решений; поэтому лихоимцы остаются. практически безнаказанными. Судебные решения используются конкурирующими финансовыми группировками для закрепления достигнутых закулисно договоренностей, а также и как ресурс экономического противоборства.
Наконец, реформы отторгаются судебной и правоохранительной системами, как и другими бюрократическими структурами, поскольку создают напряженность в делах и временно расстраивают нормальный производственный процесс, затрудняют работу «конвейера».
Как отмечают эксперты [28, 31], изучение кадровой динамики за последние несколько лет свидетельствуют о наметившейся негативной тенденции к усилению текучести кадров, оттоку судей и квалифицированных специалистов. Эти тенденции вызваны высокой судебной нагрузкой, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов.
Одной из неразрешенных проблем в ходе судебной реформы – является фактическое отсутствие в федеральном законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации. Как следствие данной проблемы – неравномерная, ненормированная нагрузка на судей. Судьи попросту не справляются с массивом исков, что, безусловно, сказывается на эффективности всей системы правосудия.
Отсутствие указанных
норм затрудняет организацию работы
судов, планирование судебного процесса,
а также осуществление
Наряду с нагрузкой судей, как следствие количественной составляющей кадров судебных органов, исследователи говорят и о проблеме «качества» кадров. Как отмечает Г.Н. Колбая, именно качественный состав судейского корпуса, уровень подготовки которого оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют данные, приведенные на съезде судей Председателем Верховного Суда России В.М. Лебедевым: «Сегодня 30 процентов кандидатов, претендующих на должность федерального судьи, не выдерживают экзамена» [28, с. 29]. По словам Председателя Верховного Суда России В.М. Лебедева, 48 процентов судей районных судов вышли из мировых судей, а они, в дальнейшем пополняющие вышестоящие суды судебной системы страны, на свои предыдущие должности мировых судей пришли из секретарей судебных заседаний [там же].
Ученые-юристы констатируют, что пополнение судейского корпуса учеными-юристами - важное условие успеха судебной реформы.
В связи с принятием Программы 2007-2011, подведения итогов ранее действовавшей программы на всех уровнях власти, можно говорить о следующих направлений дальнейшего развития судебной системы в РФ.
Усилия федеральных органов государственной власти и органов судейского сообщества должны быть направлены на:
Проблема эффективности системы правосудия до настоящего времени не потеряла своей актуальности, и поэтому существуют задачи, направленные на существенное продвижение в ее решении. Это следующие задачи:
- дальнейшая теоретическая
проработки основных
- выработка концептуальных
подходов к повышению
При этом, как отмечается в докладе Совета Федераций (2006г.) необходимо:
- освободить суды от
выполнения несвойственных
- перераспределить нагрузку
между судами общей юрисдикции,
мировыми судьями и
- разрешить вопрос о форме осуществления административного судопроизводства с принятием соответствующего закона;
- критически осмыслить
и скорректировать
- обеспечить более широкое применение досудебных процедур разрешения споров.
Необходимый комплекс мер по кадровому обеспечению эффективного правосудия и материально-техническому обеспечению деятельности судов включает в себя:
- законодательное обеспечение
сочетания независимости судей
с ответственностью за
- усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей;
- введение обязательного декларирования имущественного состояния судей и членов их семьи, принятие иных мер по устранению взяточничества;
- организация механизма
анализа судебных решений,
- повышение денежного
содержания сотрудникам всех
органов (МВД, ФСБ, ФСИН, ФССП
и т.д.), принимающих участие в
осуществлении правосудия, которое
бы делало его соразмерным
с денежным содержанием судей,
работников органов
- организация системы обучения кандидатов на судейские должности;
- разработка силами
ВККС совместно с кадровой
комиссией Администрации
Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение