Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:15, курсовая работа
Актуальность изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций, полномочий привели к середине первого десятилетия двадцать первого века к такому её состоянию, когда становится возможным утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма государственной власти.
Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1. Понятие «судебной реформы» 5
1.2 Этапы судебной реформы 6
1.3 Содержание судебной реформы в РФ 10
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 17
2.1 Проблемы реализации судебной реформы 17
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 21
2.3 Кадровое обеспечение 22
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников 31
Цель и задачи судебной реформы, как уже отмечалось, были сформулированы еще в Концепции судебной реформы 1991 года.
Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.
Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи [41, с.21]:
1. Привести компетенцию
судов в соответствие с
2. Обеспечить независимость
судьи от влияния других
3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.
В качестве основных задач
Федеральной целевой программе
- усиление авторитета
судебной власти, укрепление независимости
и самостоятельности судов и
судей, нормативно-правовое
- кадровое обеспечение судебной системы;
- развитие материально-
- информационное обеспечение судебной системы;
- укрепление научного
потенциала судебной власти, создание
системы профессиональной
Основой осуществления
судебной реформы явилось создание
нормативно-правовой базы как важнейшего
условия становления
За период с 1991 по 2007 год были приняты сотни законодательных актов, и, самый главный – Основной закон Российской Федерации.
В стране был создан Конституционный
Суд Российской Федерации, осуществляющий
конституционное
Претерпел серьезные
изменения и порядок
Пожалуй, центральным
законодательным актом
Закон «О судебной системе» во исполнение Конституции провозгласил единство судебной системы в Российской Федерации и гарантии его сохранения.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):
- установления судебной
системы Российской Федерации
Конституцией Российской
- соблюдения всеми
федеральными судами и
- применения всеми
судами Конституции Российской
Федерации, федеральных
- признания обязательности
исполнения на всей территории
Российской Федерации судебных
постановлений, вступивших в
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон закрепил, что правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с настоящим Законом и Конституцией РФ. Тем самым пресекаются претензии придать статус правосудного органа различным внесудебным органам. Закон провел четкое разделение судов на федеральные и суды субъектов Федерации, к числу последних отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Закон предусмотрел возможность учреждения специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, что открывает возможность дальнейшего развития системы федеральных судов в интересах повышения качества правосудия, возможность создания административных судов.
Закон «О судебной системе» позволил начать работу над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский процессы, поскольку структура этих законов во многом обусловлена судоустройством государства. Было начато наполнение содержанием судебной системы страны.
Во исполнение положений Конституции Закона «О судебной системе», программных источников, в последующие годы был принят ряд законодательных актов, регулирующих деятельность судебной системы РФ.
В последние годы большое внимание уделялось организационной и материально-составляющей проводимой судебной реформы.
В соответствии с постановлениями
Совета судей Российской Федерации
от 11 апреля 2002г. № 75 «Об информатизации
судов», от 26 декабря 2002г. № 90 «О выполнении
мероприятий Федеральной
Важнейшими показателями эффективности реализации судебной реформы является динамика рассмотрения дел судами, которая свидетельствует о позитивных тенденциях в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Число дел, рассмотренных верховными судами республик по 1 инстанции с нарушением процессуальных сроков, в 2009 году снизилось на 26% и составило 500 дел или 4,1% от общего числа дел, оконченных производством. В 2008 году их количество составляло 685 дел или 6,1%. Районными судами с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 261,3 тыс. гражданских дел или 12,7% от общего числа оконченных производством дел, что на 3,3% меньше, чем в 2008 году – 343,5 тысяч или 16%.
Наблюдается общее сокращение сроков рассмотрения дел:
- от 3 месяцев до одного года включительно рассмотрено 157,6 тысяч дел или 8% от общего числа дел, оконченных производством (в 2008 году - 176,2 тысячи или 8,1%);
- свыше 1 года - 40,5 тысяч дел или
2% от общего числа дел,
Доверие к арбитражным судам и их авторитет в обществе постоянно возрастает. Это наглядно подтверждается данными судебной статистики.
Качество правосудия определяется, в первую очередь, количеством измененных и отмененных судебных актов. Следует отметить, что на протяжении четырех лет эти показатели достаточно стабильны. Во всех трех инстанциях арбитражных судов, проверяющих законность и обоснованность судебных актов, в 2007 году было отменено 4,9% решений, вынесенных судами первой инстанции, 2008 году - 4,5%, в 2009 году – 3,8%, в 1 полугодии 20010 года - 4,0%. При этом доля отмененных судебных актов в апелляционной инстанции составляла в среднем 2,3%, в кассационной инстанции – около 2,0%, в надзорной – менее 1%.
Итак, судебная реформа
в Российской Федерации свершилась.
Однако нужно учитывать, что реформирование
– не единовременный процесс. На воплощение
идей и принципов, новых инструментов
уйдет еще долгое время. Затем
наступит этап необходимости
В.В. Демидов отвечая на вопрос о
том, завершена ли судебная реформа
(согласно ФЦП) констатировал: «Федеральная
целевая программа сняла
Анализ всего многообразия программных источников (ФЦП, докладов, постановления и т.д.), а также массива проектов законодательных актов (1992-20010 позволяет нам сформулировать основные неразрешенные проблемы современной судебной реформы.
В юридической литературе, докладах полномочных органов – эксперты сходятся во мнении об особой значимости одного из концептуальных вопросов судебной реформы – образовании в России административных судов и административного судопроизводства [37, 25, 39, 42].
Это одно из проблемных направлений. Проблема заключается, прежде всего, в том, что на протяжении вот уже десяти лет идет речь о необходимости таких судов и их правовых основ, однако работа по созданию в России административных судов несколько задержалась. Государственная Дума приняла закон об административных судах в Российской Федерации в первом чтении в 2000 году, но более этот законопроект не вносился на рассмотрение во второе чтение [33].
Предполагается, что федеральные
окружные административные суды будут
рассматривать в качестве суда первой
инстанции дела о проверке законности
решений руководителей
Следующим проблемным вопросов – является создание специализированных ювенальных судов.
Как отмечают эксперты, в связи
с увеличением количества дел, рассматриваемых
судами, нехватки судей, уголовные дела
в отношении
Изменить такое положение
Специализированные ювенальные суды могут дать возможность действующим в них судьям сосредоточиться на анализе тонкостей и нюансов соответствующей категории дел и благодаря этому выносить квалифицированные решения.
Следующая проблема, на которую обращает внимание судейской сообщество, - это попытки переоценки и смены курса судебной реформы: «Обращает на себя внимание то, что в последнее время в Государственную Думу все чаще вносятся законопроекты вопреки конституционным положениям о самостоятельности судебной власти и независимости судей».
Как подчеркивают эксперты
судейского сообщества, комментируя
законопроекты о «
Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение