Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью исследования является анализ и выявление различных подходов к решению проблемы аварийного и ветхого жилья в России.
Задачи работы:
- определить критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья;
- проанализировать нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью;
- собрать и проанализировать статистическую информацию об аварийном и ветхом жилье в РФ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья…7
1.1. Нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью в РФ. …………………………………………….7
1.2. Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных………………………………………………….10
1.3.Статистическая информация об аварийном и ветхом жилье в РФ……….15
Глава 2. Основные проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья.
Пути решения этих проблем……………………………………………………20
Глава 3. Современные перспективы в сфере ветхого и аварийного жилья…28
3.1. Привлечение инвесторов как способ решения данной проблемы……….33
3.2. Подводные камни…………………………………………………………...36
3.3.Реконструкция аварийных зданий – есть ли выход в решении проблемы?.....................................................................................................37
3.4. Решение проблем аварийного жилья на примере города Пермь………...42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………….…………..48
Политика жилищного строительства должна быть направлена на массового потребителя, которые представляют из себя граждан со средним доходом; кроме того для решения жилищной проблемы представляется очень важным увеличение строительства не дорогостоящего, элитного жилья, а жилья эконом - класса, которое, как правило, необходимо, молодым семьям.
Для совершенствования реализации жилищной политики необходимо в дальнейшем:
Углубление подходов в реализации программ жилищной политики, за счет взаимодействия с различными субъектами управления, начиная от органов государственной власти, региональных органов власти и местного самоуправления на уровне муниципалитетов районов города и заканчивая бизнесом и гражданами.
Что касается политики жилищного строительства, то она должна быть направлена на массового потребителя - граждан со средним доходом, а это значит необходимо разработать программы по снижению процентных ставок в области ипотечного жилья, в области получения субсидий – необходимо повышение из тарифного уровня для населения.
Необходимо также совершенствовать правовые механизмы, обеспечивающие реализацию программ.
О.Э. Бессонова в cвоей работе «Новая жилищная модель как антикризисная мера» отмечает то, что новая жилищная модель России будет использовать методы как государственной, так и рыночной модели экономики. Государственные органы при этом смогут влиять на увеличение платежеспособного спроса населения, формируя разные механизмы обеспечения жильем в зависимости от доходов»24.
В качестве примера организации, занимающейся в данный момент проблемой аварийного и ветхого жилья, можно привести некоммерческое партнерство Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный Ресурс», учрежденный СРО строительной сферы совместно с финансовыми и общественными организациями.
Основным содержанием деятельности Национального центра «Специальный ресурс» является организация диалога заинтересованных лиц и продвижение конкретных предложений по улучшению инвестиционного климата и повышению качества жизни на территории Северо-западного федерального округа.
Национальный Центр организует работу экспертов и заинтересованных лиц по выработке предложений, способных улучшить ситуацию с качеством жилого фонда по следующим направлениям:
-исключение несоответствий и противоречий законодательства в сфере капитального ремонта и реконструкции зданий
-реализация комплексного подхода при реализации государственных -программ по расселению аварийного жилья, инвестиционных программ, программ предоставления жилья различным категориям населения и т.п.
-создание института строительного аудита и условий для своевременного обследования состояния жилого фонда.
-создание условий для использования различных механизмов финансирования решения проблемы аварийного и ветхого жилья.
-усовершенствование механизмов признания зданий аварийными25.
3.1.Привлечение инвесторов как способ решения данной проблемы
Выше уже отмечалось, что инвестирование является не только наиболее привлекательным, но и наиболее действенным способом решения проблем в сфере аварийного и ветхого жилья. Однако возникает вопрос, насколько инвестирование является эффективным для субъектов участвующих в этом,
В то время как с проектами модернизированного жилищного строительства дела обстоят относительно четко и понятно, проекты, связанные с реконструкцией жилищного фонда, показывают не столь явную коммерческую составляющую ( данный вопрос рассматривается как с региональной, так и с городской позиций), которую не всегда удается выявить. На данный момент ведущим субъектом реконструкции жилых зданий признается население, которое либо проживает, либо готовится проживать в отдельно взятом жилом здании. С точки зрения бизнеса - организации, которые реализовывают такой проект и работают с конкретным зданием. Кроме того, к субъектам также можно отнести и муниципальные органы управления.
Следовательно, оценивая рентабельность проекта модернизации, важно брать в расчет эффективность проекта с точки зрения всех этих субъектов и оценивать как социальную, так и коммерческую и бюджетную рентабельность.
Основной
сложностью является
К успешным примерам частного инвестирования можно отнести некоторые калининградские компаний, в первую очередь «Ремжилстрой-Инвест», которую возглавляет Ирина Губко. Компания специализируется на комплексном развитии территорий и никогда не была замешана в скандалах, связанные с точечной застройкой.
Это самый успешный проект переселения граждан из ветхого и аварийного жилья за счет частных инвестиций — 1 процент от общероссийского количества переселенцев по этой программе приходится на «Ремжилстрой-Инвест». Компания активно участвует в программах по приобретению жилья для военнослужащих, региональных программах по предоставлению жилья льготным категориям граждан26.
Также стоит упомянуть, что по недавним сообщениям регионального департамента строительства инвестиции в развитие строительной отрасли Кемеровской области в 2013 году составят более 36 миллиардов рублей27. Порядка 31 миллиарда рублей инвестируют строительные компании региона, около 3 миллиарда рублей - федеральный бюджет, 1,9 миллиарда рублей - областной, около 300 миллиона рублей - муниципальные бюджеты. Федеральные деньги будут вложены главным образом в снос ветхого и аварийного жилья.
В то
же время, отличительной чертой
жилищных проектов (в основном
тех, которые связанны с
В связи с этим в последнее время отмечается снижение уровня инвестиций в жилищное строительство, реконструкцию зданий.
При этом является ясным и то, что осуществление модернизации жилья поможет добиться основной задачи развития жилищной сферы, которая заключается в том, чтобы повысить условия жизни населения. Отсюда предполагается крайне важным оценить последствия реализации проекта реконструкции зданий для граждан, которые проживают в том или ином здании. Тем не менее, в случае если материальные оттоки могут быть более или менее точно оценены по сумме затрат населения на реализацию проекта реконструкции жилья (взносы на реконструкцию, переселение в новое жилье или в маневренный жилищный фонд, платежи за использование и осуществление технического обслуживания жилья), то оценка притоков, свидетельствующих о социально-экономическом эффекте проекта, оказывается крайне непростой задачей.
Бюджетная (налоговая) эффективность от инвестирования в жилищную сферу определяется, главным образом, в виде генерации налогов, которые поступают в бюджет. Что касается эффективности для непосредственного субъекта инвестирования, то здесь получается, что фактически инвестирование является невыгодным делом.
3.2.Подводные камни
С одной стороны привлечение инвесторов в решение проблемы ветхого и аварийного жилья дает возможность ее разрешения, с другой экономического эффекта для инвестора фактически нет. Соответственно получается с точки зрения региональных властей, а также с точки зрения населения проекты инвестирования в реконструкцию жилья выгодны, а вот инвестору нет. Как же достичь баланса интересов? В данном случае баланс интересов, особенно инвестора достигается путем различного рода льгот, программ и проч., что достаточно развито, например, в зарубежных странах. В России инвестирование достаточно убыточно для самого инвестора, так как отдачи финансового плана от реконструированного здания ждать не приходиться. Плюс учитывая, фактор дороговизны строительных материалов в России, а также высокой коррупционной составляющей, наличия строительных фирм однодневок и т.п. создает массу препятствий для эффективной инвестиционной модели в сферу аварийного и ветхого жилья.
3.3.Реконструкция аварийных зданий – есть ли выход в решении проблемы?
Анализируя
западный опыт разрешения
Инвестору
отдается на выгодных условиях
жилищный фонд и при его
реконструкции он также
Согласно
европейскому опыту
Чтобы
содействовать реконструкции
Реконструкцией
жилых домов чаще всего
Также в Германии существую и иные формы гарантий и материальной поддержки со стороны государства и регионов, которые призваны обеспечить воспроизводство жилищного фонда. К примеру, действуют различные федеральные законы, задающие нормы содержания, восстановления и реставрации жилищного фонда, а также энергосбережения и защиты окружающей среды. Часть средств, получаемых от государства, дается в качестве дотаций и является безвозвратной, поскольку она погашается 50% экономией расходов на отопление реконструируемого жилья.
Прозрачное
распределение средств
В различных частях Великобритании достаточно большое количество жильцов принимает самое что ни на есть инициативное участие в воспроизводстве жилищного фонда. Такой подход позволяет выбрать самые выгодные и эффективные способы, с помощью которых возможно проводить реконструкцию и, что немаловажно, реализовывать ее преимущественно без переселения. Кроме того, вовлечение населения в работы по восстановлению и реставрации за счет ассоциации жильцов способствует созданию дополнительных рабочих мест, увеличению заинтересованности жильцов и активному взаимодействию с властями. Не редки бывают и такие ситуации, когда жильцы объединяются в строительный кооператив и сами осуществляют работу над реконструкцией и благоустройством своего жилья.
Информация о работе Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья