Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:29, реферат
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что местное самоуправление является одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия. В Конституции также всячески подчеркивается, что это самостоятельный уровень власти, не зависимый от государства и реализующий свои задачи. Вместе с тем не следует забывать, что публичная власть Российской Федерации представляет собой единый механизм. В силу этого даже самостоятельные уровни власти осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.
В то же время некоторые требования комментируемой статьи сформулированы достаточно жестко, что ставит перед исполнителями на местах почти непреодолимые препятствия. Так, п. 5 ч. 1 ст. 11 гласит, что в городское поселение может входить только один город или один поселок. Присоединять к городскому поселению можно только сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Между тем сегодня в России имеются 155 городов, в состав которых входят другие образования, помимо населенных пунктов, в том числе 34 города, 368 поселков и около 550 сельсоветов.
Анализируя комментируемую
статью, можно сделать вывод, что
важнейшее значение при определении
границ территорий сельских и городских
поселений будут играть оценочные
критерии и принципы, на основе которых
субъекты Федерации будут устанавливать
границы муниципальных
1) установление площади
исторически сложившихся
2) установление площади
поселений и районов в
3) включение в состав
городского поселения либо в
состав сельских поселений (а
значит, и в состав территории
районов) сельских населенных
пунктов численностью
4) наделение статусом
поселений сельских населенных
пунктов с численностью
Таким образом, от воли законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации во многом будет зависеть формирование нового муниципального территориального деления России. При этом возможны 3 основных варианта реализации правовых норм Федерального закона о территориальной организации местной власти:
- максимальное сохранение
существующих в субъекте
- избирательное изменение
границ муниципальных
- максимальное изменение
территориальных границ и
При формировании территории
поселений обязательным является включение
в их состав земель населенных пунктов,
прилегающих к ним земель общего
пользования, территорий традиционного
природопользования жителей поселения,
рекреационных земель и земель для
развития поселения независимо от формы
собственности и целевого назначения
земель. Введены ограничения
Кроме численности населения
и категорий населенных пунктов,
которые могут входить в состав
поселения, закон содержит требование
учитывать при установлении границ
поселения, включающего территории
двух и более населенных пунктов,
пешеходную доступность в течение
рабочего дня до административного
центра поселения и обратно для
жителей всех населенных пунктов, входящих
в состав поселения. Это связано
с необходимостью обеспечить всем жителям
поселения возможность
В настоящее время отсутствует
официальное разъяснение
2. Особые критерии определены
для формирования городских
Закон не выдвигает требований
относительно количества жителей городского
поселения, необходимого для получения
статуса городского округа. Примечательно,
что в ходе обсуждения законопроекта
выдвигались различные
Главное требование закона - это такой уровень развития инфраструктуры, который позволит осуществлять собственные и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского округа в соответствующем порядке. Следует обратить внимание на то, что органы государственной власти субъекта Федерации в каждом конкретном случае самостоятельно определяют уровень экономического, социально-культурного и иного развития городского поселения для приобретения им статуса муниципального образования в виде городского округа.
Таким образом, при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов:
* - выполнение требований
Федерального закона "Об общих
принципах организации
* - максимально возможный
учет наличия инфраструктуры, необходимой
для решения вопросов местного
значения и исполнения
* - учет источников доходов,
необходимых для формирования
доходной базы местных
* 3-4. Правительство РФ своим распоряжением N 707-р от 25 мая 2004 г. утвердило:
* - перечень субъектов
РФ и отдельных районов
* - перечень субъектов
РФ и отдельных районов
Согласно этому распоряжению субъекты РФ, относящиеся к территориям с низкой и высокой плотностью населения, сгруппированы по федеральным округам.
Как известно, Конституцией РФ установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований (ч. 2 ст. 131). Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции 1995 г. воспроизводилась лишь конституционная формулировка. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ должны были установить в законах субъектов РФ гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципальных образований.
Конституционный Суд Российской
Федерации в постановлении по
делу о проверке конституционности
положений Конституции
В связи с тем, что Конституция
РФ устанавливает только требование
о необходимости учета мнения
населения при изменении
Комментируемый Федеральный закон выделяет 2 отличающиеся друг от друга процедуры установления границ и преобразования муниципальных образований. Первая процедура устанавливает порядок определения границ и преобразования действующих муниципальных образований. Вторая относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района.
В первом случае изменение границ муниципальных образований производится в порядке, установленном настоящей статьей с учетом ограничений абз. 1 ч. 3 ст. 84, т.е. всякое изменение границ действующих муниципальных образований, их преобразование возможно только на основе согласия населения соответствующих муниципальных образований.
При этом до 1 января 2006 г. при изменении границ муниципальных образований не применяются критерии численности населения, определенные в настоящем законе в п. 6, 7 и 10 ч. 1 ст. 11. Иными словами, при определении границ сельского поселения в переходный период - с 8 октября 2003 г. по 1 января 2006 г. - не применяется требование о том, чтобы в границах сельского поселения находился один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, не менее 1000 человек, а для территорий с высокой плотностью населения - не менее 3000 человек. Не выставляется также и обязательное условие о том, чтобы в сельских поселениях, в границах которых находятся несколько сельских населенных пунктов, численность каждого из поселений составляла не более 1000 человек. Для территории с высокой плотностью населения численность каждого из населенных пунктов, объединенных в одно муниципальное образование, также может превышать 3000 человек в одном населенном пункте.
Получение согласия населения при изменении границ района законом не предусматривается, если на территориях с низкой плотностью населения изменение границ района не затронуло границ поселений и населенных пунктов, входящих в состав данного района (ч. 4 ст. 12). В этом случае решение об изменении границ района и поселения принимается представительными органами муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения границ.
Положения новой редакции
Федерального закона (ст. 12, 13, 24) по сравнению
с ранее действовавшей
С инициативой об изменении границ муниципальных образований могут выступить:
- население;
- органы местного
- органы государственной власти субъектов РФ;
- федеральные органы
Таким образом, новый закон расширяет перечень субъектов, которые вправе выступать с инициативой об изменения границ муниципального образования. Кроме традиционных субъектов: населения муниципального образования, органов местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, к ним также теперь относятся федеральные органы государственной власти.
Законом установлено, что население реализует свою инициативу в порядке, установленном для реализации гражданами инициативы проведения местного референдума.
Для реализации инициативы граждан по вопросам изменения границ муниципальных образований по аналогии с процедурой реализации инициативы граждан по проведению местного референдума необходимо выполнить следующие действия, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
- образовать и зарегистрировать инициативную группу;
- получить регистрационное свидетельство;
- осуществить сбор подписей
жителей муниципального
- провести в избирательной
комиссии муниципального
- направить в представительный
орган муниципального
Указанные процедуры осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта РФ о проведении местного референдума.
Инициатива органов местного
самоуправления, органов государственной
власти об изменении границ муниципального
образования оформляется
Информация о работе Территориальная основа местного самоуправления