Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:26, реферат
Целью данной работы является комплексное изучение теоретических положений и материалов практики, касающихся проблем организации муниципальных закупок, выработка на этой основе соответствующих выводов и предложений.
Данная цель предопределяет следующие задачи исследования:
- охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение процесса муниципальных закупок;
- определить понятие и порядок проведения муниципальных торгов;
- раскрыть порядок планирования муниципальных закупок;
- изучить практику размещения муниципальных заказов;
- выявить особенности управления муниципальными закупками для нужд Карымского района
Введение 3
Глава 1. Организации муниципальных заказов в муниципальном образовании 5
1.1 Понятие, задачи и принципы организации муниципальных закупок 5
1.2 Нормативно – правовое обеспечение процесса муниципальных закупок 8
1.3 Муниципальные торги 12
Глава 2. Управление муниципальными закупками 20
2.1 Планирование муниципальных закупок 20
2.2 Размещение муниципальных заказов 24
2.3 Организация закупок 27
Глава 3. Анализ организации муниципальных закупок в Карымском районе 29
3.1 Система управления муниципальным заказом администрации МР «Карымский район» 29
3.2 Итоги деятельности комитета муниципального заказа администрации МР «Карымский район» в 2010 - 2011 году 32
Заключение 35
Список литературы 36
Содержание
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения муниципального образования необходимыми товарами, работами, услугами. Ключевым инструментом в этом процессе выступает закупка товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Использование закупок в достаточной мере раскрывает сущность такого процесса как удовлетворение соответствующих муниципальных нужд и позволяет экономить бюджетные средства. Закупочная деятельность как многоэтапный процесс, сосредоточенный на заключении и исполнении муниципального контракта, порождает сложные проблемы, связанные с определением правовой природы муниципального контракта, его местом в системе договоров, муниципального заказа, правового статуса муниципального заказчика, соотнесением основных положений обязательственного права с отношениями, складывающимися в процессе закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Отношения, связанные с удовлетворением потребностей муниципального образования в товарах, работах и услугах, представляют собой одну из сфер экономического оборота, обладающих особой значимостью с точки зрения эффективного функционирования экономики местного самоуправления. Весьма очевидно, что развитая система муниципальных закупок выступает действенным механизмом позитивного воздействия на экономические процессы, протекающие в местном сообществе. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. - 28.07.2005; 16.12.2011. (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ). Целью данной работы является комплексное изучение теоретических положений и материалов практики, касающихся проблем организации муниципальных закупок, выработка на этой основе соответствующих выводов и предложений.
Данная цель предопределяет следующие задачи исследования:
- охарактеризовать
нормативно-правовое
- определить понятие и порядок проведения муниципальных торгов;
- раскрыть порядок
планирования муниципальных
- изучить практику
размещения муниципальных
- выявить особенности
управления муниципальными
Муниципальная
закупка — это заказ со стороны органов
местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных
учреждений на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг, связанных с решением
вопросов местного значения и осуществлением
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
РФ.
Основная задача системы муниципальных
закупок - обеспечить приобретение товаров,
работ и услуг для удовлетворения муниципальных
нужд при наиболее эффективном расходовании
муниципальных средств.
Достижение данной задачи возможно, если
муниципальные закупки организованы в
соответствии со следующими важнейшими
принципами:
— недискриминация
— транспарентность
— справедливость
— эффективность
— подотчетность.
Эффективное расходование
муниципальных средств
— соответствие закупаемой продукции
ее назначению (т.е. качество);
— затраты в течение всего срока службы
или жизненного цикла (т.е. эксплуатационные
затраты и затраты на текущий ремонт);
— доставка и наличие;
— дополнительные затраты (например, транспортировка
и хранение);
— затраты, непосредственно связанные
с организацией и проведением закупок.
Следовательно,
наиболее экономичные закупки не
всегда означают заключение контракта
с поставщиком, предложившим самую
низкую цену. Для определения максимально
возможной эффективности расход
2) товара нужного качества,
3) по приемлемой цене,
4) в подходящем месте,
5) в подходящее время.
Недискриминация предполагает снятие ненужных ограничений в отношении конкуренции по конкретному контракту, в частности, в отношении иностранных поставщиков. Это означает, что заказчик вправе привлекать не только фирмы, прошедшие предварительный квалификационный отбор, но устанавливать жесткие стандарты качества.
Транспарентность. Транспарентная система предполагает наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил. Транспарентность - один из важнейших факторов, обеспечивающих высокую эффективность расходования муниципальных средств при проведении закупок.
Справедливость. Закупочная деятельность должна осуществляться справедливо и честно, обеспечивая равные возможности для всех участвующих поставщиков. Соблюдение принципа справедливости в государственных закупках особенно важно в связи с тем, что расходуются государственные средства и осуществляется соответствующий государственный контроль. Важно обеспечить, чтобы закупочный процесс не только являлся по своей сути справедливым, но и воспринимался как справедливый поставщиками и общественностью. Справедливость при осуществлении закупок способствует формированию доверия и уважения между государственными заказчиками и поставщиками. Это, в свою очередь, повышает привлекательность закупок для поставщиков, способствует вовлечению большего их числа к участию в торгах и, соответственно, достижению самой высокой отдачи от вложенных средств. Неэтичное поведение, напротив, увеличивает затраты, снижает качество закупаемых товаров, работ и услуг, а также негативно влияет на имидж закупочной организации.
Эффективность. Выгоды с точки зрения экономии для налогоплательщиков и поставщиков могут быть также получены посредством усовершенствования процесса закупок и управления контрактами. Закупочная деятельность сама по себе должна обеспечивать эффективное расходование средств. Эффективность в муниципальных закупках предполагает, что система функционирует оперативно и с минимальными бюрократическими процедурами. Затраты самих муниципальных заказчиков и поставщиков, связанные с закупочной деятельностью, должны быть минимизированы. С целью повышения эффективности и результативности закупочного процесса государственные заказчики должны регулярно проводить мониторинг и оценку своей закупочной системы.
Подотчетность. Расходование государственных
средств предполагает подотчетность муниципальных
заказчиков и конкретных лиц, осуществляющих
закупки от их имени, в отношении соблюдения
ими законодательных требований и соответствующий
контроль со стороны уполномоченных государственных
и муниципальных органов.
При осуществлении закупок частными фирмами,
как правило, их важнейшей задачей является
приобретение товаров или услуг на самых
лучших условиях. Государство же, может
преследовать и другие цели, непосредственно
не связанные с конкретными закупками.
Обычно они классифицируются как «вторичные»
задачи, в дополнение к основной задаче
- удовлетворить государственные и муниципальные
нужды посредством закупки наилучшей
продукции по самой низкой цене. Государство
иногда стремится использовать свою огромную
покупательную способность как средство
достижения задач социально-экономической
политики, в частности:
— поддержки отдельных национальных отраслей;
— снижения безработицы, поддержки определенных групп населения;
— регионального развития;
— обеспечения социального равенства;
— поддержки малого и среднего бизнеса;
— охраны окружающей среды и т.д.
Основным законом о государственных и муниципальных закупках является Федеральный закон № 94-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов:
Федеральный закон № 94-ФЗ определяет следующие понятия.
Государственный (муниципальный) заказчик - государственные (муниципальные) органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов различных уровней, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Участник размещения заказа - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель, отвечающие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, претендующим на заключение государственного контракта.
Аукционная (конкурсная) документация - документ, утверждаемый заказчиком, регламентирующий порядок проведения аукциона (конкурса), устанавливающий требования к выполняемым работам и определяющий форму и порядок заключения государственного контракта.
Заявка на участие в аукционе (конкурсе) - документ, подаваемый участником размещения заказа для участия в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Единая (аукционная или конкурсная) комиссия - комиссия, создаваемая заказчиком для размещения заказа путем проведения аукциона, осуществляющая рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Основной путь повышения эффективности расходования средств бюджетных и внебюджетных источников - совершенствование государственного (муниципального) заказа в Российской Федерации. Именно такое совершенствование является причинно-следственной связью постоянного изменения нормативно-правовой базы и в первую очередь Федерального закона № 94-ФЗ. Сформулированные предмет и цели Федерального закона № 94-ФЗ изменениям не подвергались, по сравнению с остальными его положениями, которые были изменены путем внесения более 30 пакетов поправок за почти семилетний период действия Федерального закона № 94-ФЗ. При этом некоторые из вновь принимаемых поправок отменяют предыдущие, порой даже не вступившие в законную силу. Практика внесения изменений позволяет сделать вывод не о бурной законотворческой деятельности, а о качестве разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов. Кроме того, законодателем разработана и принята группа важных нормативных правовых актов:
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О техническом регулировании»СПС «Консультант-Плюс». Последн. обновление 25.03.2012.,
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» СПС «Консультант-Плюс». Последн. обновление 25.03.2012., в которых содержатся нормы, регулирующие требования к товарам, работам, услугам, стандарты качества, технологии и безопасности, согласно устанавливаемым техническим регламентам и стандартам.
Слабой правовой регламентацией отмечены такие этапы организации муниципального заказа в Российской Федерации, как планирование и прогнозирование, контроль и анализ эффективности муниципального заказа. Отсутствует порядок ценообразования и определение оптимальной начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
В Федеральном законе № 94-ФЗ критерии отбора поставщиков несовершенны. При этом не учитываются: