Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:43, контрольная работа
Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ»1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и состав муниципальной собственности……………………4
2. Разграничение собственности………………………………………..5
3. Субъекты муниципального права…………………………………….9
4. Приобретение права муниципальной собственности………………11
5. Муниципальное имущество…………………………………………...13
6. Муниципальная собственность на землю…………………………….14
7. Бюджет муниципального образования………………………………16
8. Прекращение права муниципальной собственности………………..23
9.Управление муниципальной собственностью…………………………24
9.1. Полномочия органов местного самоуправления……………24
9.2. Разграничение полномочий……………………………………28
10. Приватизация муниципальной собственности……………………….30
10.1. Способы приватизации муниципального имущества…30
10.2 Отчуждение земельных участков……………………………34
10.3 Особенности приватизации объектов культурного наследия……………………………………………………………..35
10.4 Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения……………..35
11. Защита прав муниципальной собственности……………………….37
Заключение………………………………………………….…..………….40
Список использованных нормативных актов и литературы…………….4
4. Приобретение права муниципальной собственности
Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.
Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:
5. Муниципальное имущество
Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.
Кроме того, согласно п.1 ст.61
Закона «Об общих принципах
Передача объектов (имущества),
относящихся к муниципальной
собственности, в государственную
собственность субъектов РФ или
федеральную собственность
Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.
Разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники
6. Муниципальная собственность на землю
Органы местного самоуправления владеют, пользуются, распоряжаются муниципальными землями и другими природными ресурсами в интересах развития муниципального образования и социально-экономических интересов его граждан16.
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"17.
В собственность муниципальных
образований для обеспечения
их развития могут безвозмездно
передаваться земли, находящиеся
в государственной
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.
Право муниципальной
собственности на земельные
Органы местного самоуправления
или по его поручению местный
комитет по земельной реформе
и земельным ресурсам обеспечивает
выбор земельного участка в натуре
(на местности). При этом учитываются
экологические и другие последствия
предполагаемого занятия
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Землевладение бессрочное (постоянное)
и временное пользование
7. Бюджет муниципального образования
Бюджет муниципального
образования (местный бюджет)
- форма образования и
Муниципальный бюджет является
ведущим звеном местных финансов.
Слово «бюджет» происходит от английского
и переводится как «сумка с
содержимым», «запас», «финансовая
смета». С политической точки зрения
бюджет представляет собой одно из
средств перераспределения
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Согласно статье 132 Конституции РФ «…органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Важно, что к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»20, в частности, отнесены «… местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов».
За счет налоговых
платежей и сборов формируются
финансовые ресурсы
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам отнесены:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
налог на рекламу;
налог на наследование или дарение;
местные лицензионные сборы.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»21 доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Доходная часть бюджетов также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) местные налоги и сборы;
б) другие собственные доходы местных бюджетов;
в) доли федеральных налогов;
г) доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
б) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
в) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
д) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
е) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
ж) государственная пошлина;
з) не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
и) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:
а) часть подоходного налога с физических лиц (в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ);
б) часть налога на прибыль организаций (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);
в) часть налога на добавленную стоимость (НДС) по товарам отечественного производства (в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ);
г) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ);
д) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ).
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.