Федеральные налоги, их место и роль в налоговой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание федеральных налогов;
узнать об историческом аспекте развития налогов;
изучить зарубежную налоговую систему на примере сша;
проанализировать состав поступлений федеральных налогов в бюджеты;
оценить уровень эффективности применения федеральных налогов;
сделать выводы и предложить пути совершенствования системы федеральных РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СУЩНОСТЬ И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ
1.1.Экономическое содержание федеральных налогов......................................5
1.2. История развития налоговой системы в РФ.................................................8
1.3. Зарубежная практика на примере США......................................................12
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений...................................................................14
2.2. Влияние кризиса на поступление федеральных налогов...........................19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.............................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................36

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 159.58 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Байкальский государственный  университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного  дела

Кафедра налогов и таможенного дела

Специальность 080107.65 «Налоги  и налогообложение»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

На тему: Федеральные налоги, их место и роль в налоговой системе России

 

 

 

 

 

Руководитель:__________________Комарова Г. П.

(подпись)

 

 

 
Исполнитель:___________________гр. Н-09-2, Костенко Ю. И.

(подпись)

 

 

 

 

Иркутск 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СУЩНОСТЬ И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ

1.1.Экономическое содержание  федеральных налогов......................................5

1.2. История развития налоговой системы в РФ.................................................8

1.3. Зарубежная практика  на примере США......................................................12

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ

2.1. Анализ налоговых поступлений...................................................................14

2.2. Влияние кризиса на поступление федеральных налогов...........................19

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.............................................................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство для  реализации присущих ему функций  имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В настоящее время, аккумулируя  налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что  именно за счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан.

Налоги — необходимое  звено экономических отношений  любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным  инструментом государственного регулирования  социально-экономических отношений

Совершенствование механизма  правового регулирования налогообложения  в условиях рыночной экономики достигается  посредством развития конституционных  основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению  налогово-бюджетного федерализма.

Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования  механизма налогообложения в  настоящее время определила выбор  темы курсовой работы.

Предмет исследования –  федеральные налоги и их роль в  формировании бюджетов, а также основные направления налоговой политики РФ в области федеральных налогов.

Цель курсовой работы –  рассмотреть роль федеральных налогов  в формировании бюджетов.

Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическое содержание федеральных налогов;
  • узнать об историческом аспекте развития налогов;
  • изучить зарубежную налоговую систему на примере сша;
  • проанализировать состав поступлений федеральных налогов в бюджеты;
  • оценить уровень эффективности применения федеральных налогов;
  • сделать выводы и предложить пути совершенствования системы федеральных РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СУЩНОСТЬ  И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ

1.1.Экономическое содержание  федеральных налогов.

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).1

Налоги – категория  комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение – мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства.

С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов  государства.2

Налоговый кодекс РФ устанавливает  три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение  каждого вида налогов к тому или  иному уровню осуществлено исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Федеральные налоги устанавливаются  и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми  правительством РФ и президентом  РФ.

В настоящее время почти  все федеральные налоги регулируются НК РФ. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.

При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с  бюджетной классификацией. Если налог  является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным  законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.

К федеральным налогам  относятся (ст. 13 НК РФ):3

1. Налог на добавленную стоимость – НДС (регулируется главой 21 НК РФ) – налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

2. Акцизы (регулируются главой 22 НК РФ) – по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ (регулируется главой 23 НК РФ) - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

4. Налог на прибыль  (регулируется главой 25 НК РФ) - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством.

5. Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (регулируются главой 25.1 НК РФ) - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.

6. Водный налог (регулируется главой 25.2 НК РФ) - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

7. Государственная пошлина  (регулируется главой 25.3 НК РФ) - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

8. Налог на добычу полезных  ископаемых – НДПИ (регулируется главой 26 НК РФ) - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые.

Названный перечень показывает, что в структуру обязательных платежей федерального уровня входят все виды императивных денежный изъятий, известных российской налоговой  системе.

1.2. История развития налоговой системы в РФ.

История налогов уходит корнями  в глубокую древность. Налоги появились  вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали  играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны  чрезвычайные (на случай войны) и целевые  налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная  нужда финансировалась путем  введения специального налога. Таким  образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию  существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала  идея дара - гражданин делал подарок  властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Процесс становления налоговой системы в России начался в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

Информация о работе Федеральные налоги, их место и роль в налоговой системе России