Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание федеральных налогов;
узнать об историческом аспекте развития налогов;
изучить зарубежную налоговую систему на примере сша;
проанализировать состав поступлений федеральных налогов в бюджеты;
оценить уровень эффективности применения федеральных налогов;
сделать выводы и предложить пути совершенствования системы федеральных РФ.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СУЩНОСТЬ И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ
1.1.Экономическое содержание федеральных налогов......................................5
1.2. История развития налоговой системы в РФ.................................................8
1.3. Зарубежная практика на примере США......................................................12
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений...................................................................14
2.2. Влияние кризиса на поступление федеральных налогов...........................19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.............................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................36
Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций.
Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г.
В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т. е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как орудие борьбы с буржуазией.
Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалось.
Начало налоговой системы
Российской Федерации как самостоятельного
суверенного государства
1.3. Зарубежная практика на примере США
Система налогообложения в США, как в любом федеративном государстве, подразделяется на федеральную налоговую систему и на систему налогов штатов и муниципальных образований. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Напротив, местные налоги имеют плоскую или, в некоторых случаях, регрессивную шкалу, что способствует более или менее равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета. Основой американского налогового законодательства является Кодекс внутренних доходов (Internal Revenue Code) 1954 г., представляющий собой полное описание всех законов, принятых с момента введения налога на доход в 1913 г. Принятые после 1954 г. законы, содержащие изменения и дополнения к Кодексу, оформляются как его отдельные разделы. Остановимся подробнее на федеральных налогах.
Основное место в финансовой
системе США принадлежит
Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов примерно 25% от своих доходов. У оставшихся 10% доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50%.
Основные федеральные налоги в США:
Таблица 1.Сравнение налоговых ставок в России и США6
Россия |
США |
НДС 18% (10% и 0%) |
Налог с продаж 6-10% |
ЕСН 26% |
Отчисления в социальные фонды 7,65% |
НДФЛ 13% |
Подоходный налог с физических лиц Ср. – 28% (от 10 до 35%) |
Налог на прибыль организаций 20% |
Налог на прибыль корпораций Ср. – 34% |
Налог на наследование и дарение отменен |
Налоги на наследство и дарение От 18 до 50% |
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
определяет бюджет как «форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:7
- федерального бюджета
и бюджетов государственных
- бюджетов субъектов РФ
и бюджетов территориальных
- местных бюджетов.
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.
Рассмотрим структуру
поступления федеральных
Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды в 2008-2009 гг.8
Поступления в бюджетную систему |
2008 год, Млрд. руб |
2009 год Млрд. руб |
в процентах к 2008 году |
Всего поступило в бюджетную систему РФ |
10,032,8 |
8,379,3 |
83,5 |
в том числе: |
|||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) |
8,455,7 |
6,798,1 |
80,4 |
Государственные внебюджетные фонды |
1,577,1 |
1,581,2 |
100,3 |
Налоги и сборы – всего (вкл. ЕСН) |
8,455,7 |
6,798,1 |
80,4 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) |
4,078,7 |
3,012,4 |
73,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
4,377,0 |
3,785,7 |
86,5 |
из них: |
|||
Налог на прибыль организаций |
2,513,0 |
1,264,4 |
50,3 |
в федеральный бюджет |
761,1 |
195,4 |
25,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1,751,9 |
1,069,0 |
61 |
Налог на доходы физических лиц |
|||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1,665,6 |
1,665,0 |
100 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет |
506,8 |
509,8 |
100,6 |
Налог на добавленную стоимость |
|||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
998,4 |
1,176,6 |
117,9 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
40,3 |
30,6 |
76 |
Акцизы |
314,7 |
327,4 |
104 |
в федеральный бюджет |
125,2 |
81,7 |
65,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
189,4 |
245,7 |
129,7 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1,742,6 |
1,080,9 |
62 |
в федеральный бюджет |
1,637,5 |
1,006,3 |
61,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
105,1 |
74,7 |
71,1 |
в том числе: |
|||
налог на добычу полезных ископаемых |
1,708,0 |
1,053,8 |
61,7 |
в федеральный бюджет |
1,604,7 |
981,5 |
61,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
103,4 |
72,3 |
70 |
из него нефть: |
1,571,6 |
934,3 |
59,5 |
в федеральный бюджет |
1,493,0 |
887,6 |
59,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
78,6 |
46,7 |
59,5 |
Государственные внебюджетные фонды - всего |
1,577,1 |
1,581,2 |
100,3 |
в том числе: |
|||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) |
1,251,4 |
1,267,7 |
101,3 |
Фонд социального страхования
(ФСС) (без учета суммы расходов,
произведенных |
74 |
61,5 |
83,1 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
89,3 |
89,8 |
100,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
162,4 |
162,2 |
99,9 |
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, поступления в бюджетную систему страны значительно снизились на 16,5%, чтобы понять, с чем связан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.
Наблюдается тенденция резкого
спада поступления налога на прибыль
организаций, на 49,7%, что связано
со снижением основной производственной
деятельности предприятий, а, следовательно,
с сокращением суммы прибыли,
как следствие кризиса и
Налог на доходы физических лиц за анализируемый период существенных изменений не претерпел отчисления в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2008 году составил - 1,665,6 млрд. руб., а в 2009 году - 1,665,0 млрд. руб.
Единый социальный налог в федеральный бюджет в 2008 году поступил в сумме - 506,8 млрд. руб., а в 2009 году - 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше.
ЕСН отчисляется во внебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтому также практически не изменился.
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в 2008 году составил - 998,4 млрд. руб., а в 2009 году - 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует о повышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. На товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь составили в 2008 году - 40,3 млрд. руб., а в 2009 году - 30,6 млрд. руб., что характеризует снижение импорта в 2009 году.
Акцизы поступающие в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2008 году составили - 189,4млрд. руб., а в 2009 году - 245,7 млрд. руб., следовательно, за анализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует об увеличении спроса на подакцизные товары. В федеральный бюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до 81,7 млрд. руб., что связано с изменением налоговой политики государства.
Сумма налога на добычу полезных
ископаемых существенно снизилась,
подобная тенденция связана с
резким падением цены на нефть на мировом
рынке, если в 2008 году сумма налога от
продажи нефти была получена в
размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2009 - 934,3 млрд.
руб., и федеральный и
Рассмотрев показатели можно сделать выводы, что за анализируемый период произошли изменения в поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.
Значительно снизились поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, как и всего поступлений в бюджет, это связано в большей степени как со снижением суммы поступивший от налога на добычу полезных ископаемых, так и суммы налога на прибыль организации.
Рассмотрим поступление налогов в федеральный бюджет в январе 2009 и 2010г.г. Всего в январе 2010 года в федеральный бюджет поступило 332,2 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в январе 2009 года.
Рис. 1. Показатели поступления администрируемых ФНС РФ доходовв в федеральный бюджет в январе 2009-2010 гг.
Рис. 2. Структура поступлений
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе 2010 года составили 6,1 млрд. рублей и снизились в 3,9 раза по сравнению с январем 2009 года. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе 2010 года составили 17,2 млрд. рублей – на 26% меньше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе 2010 года поступило 176,6 млрд. рублей – на 16% больше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе 2010 года поступило 2,8 млрд. рублей – на 37% больше, чем в январе 2009 года. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля). Налога на добычу полезных ископаемых в январе 2010 года поступило 110,2 млрд. рублей – в 2 раза больше, чем в январе 2009 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 38,5$ в декабре 2008 года до 73,5$ в декабре 2009 года, или в 1,9 раза), в том числе налога на добычу нефти – 100,2 млрд. рублей (в 2,2 раза больше).10
2.2. Влияние кризиса на поступление федеральных налогов
Информация о работе Федеральные налоги, их место и роль в налоговой системе России