Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание федеральных налогов;
узнать об историческом аспекте развития налогов;
изучить зарубежную налоговую систему на примере сша;
проанализировать состав поступлений федеральных налогов в бюджеты;
оценить уровень эффективности применения федеральных налогов;
сделать выводы и предложить пути совершенствования системы федеральных РФ.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, СУЩНОСТЬ И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ
1.1.Экономическое содержание федеральных налогов......................................5
1.2. История развития налоговой системы в РФ.................................................8
1.3. Зарубежная практика на примере США......................................................12
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ
2.1. Анализ налоговых поступлений...................................................................14
2.2. Влияние кризиса на поступление федеральных налогов...........................19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.............................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................36
Налоговая система РФ существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008 годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этом налоговые поступления продолжают снижаться. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7%. 11
Факторами, оказавшими негативное
влияние на поступления налога на
прибыль организаций в
1) снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;
2) увеличение числа убыточных
предприятий и снижение
3) рост цены заемных
средств и увеличение объема
заимствований у тех
4) включение в состав
затрат всех экономически
5) изменение амортизационной
политики. В 2009 г. методика расчета
амортизации в целях
Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 2009 г. составили 104,8 % в сравнении с прошлым годом, однако темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства.
Изменен порядок уплаты НДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений.
Существенные сбои налогового
механизма НДС связаны с
Поступления акцизов немного
выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный
бюджет по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года поступление
снизилось на 35,2 %, а поступления
в региональные бюджеты увеличились
на 28,9 %. Это связано с ростом поступлений
акцизов на нефтепродукты, которые
полностью зачисляются в
В 2009 г. сохранены без изменения
ставки акцизов на автомобильный
бензин, дизельное топливо и моторное
масло, однако существенно увеличена
ставка акциза на прямогонный бензин,
что позволяет создать
Акцизы на автомобили целиком
поступают в федеральный
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 %.Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:
1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;
2) снижения доходов, полученных
налогоплательщиками в виде
3) уменьшения поступления
налогов с доходов, полученных
в виде всевозможных выигрышей,
4) появления новаций социального
характера, выразившихся в
- пороговое значение дохода,
дающего право на вычет 400 руб.
увеличилось до 40000 руб. Эта мера
вызвала существенное
- стандартные налоговые
вычеты на детей, увеличились
с 600 до 1000 руб., пороговое значение
дохода, дающего право на вычет,
составило 280000 руб., вместо 40000 руб.
Однако эта мера на
- имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.
Поступления налога на имущество
физических лиц остались на уровне
прошлого года, хотя рыночная стоимость
имущества за последние годы резко
выросла. Отсутствие методики оценки реальной
стоимости имущества делает этот
налог неэффективным и
Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современному механизму его определения.
Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.
Растут поступления
Крайне сложная ситуация
сложилась с поступлениями
С 2009 г. "налоговые каникулы" по НДПИ распространяются на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях. Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количества добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.
Расчет налога на добычу
полезных ископаемых по нефти отличается
тем, что для определения налоговой
базы применяется специальный
Произошло достаточно резкое
падение налоговых поступлений
от водного налога - на 33,7%. Сократившиеся
объемы производства и банкротство
многих крупных предприятий
Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.
За 10 месяцев текущего года наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта тенденция продолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли две главные причины:
- спад производства, приведший
к снижению налоговых баз и
закрытию предприятий, уход
- резкое облегчение налогового
законодательства, в том числе
и касающегося налогового
Рассмотрим ситуацию с поступлением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, которая сложилась за 2008-2009 годы.
Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, тыс. руб.
Показатели |
2008 года |
2009 года | ||||
Всего |
Федеральный бюджет |
Консолидированный бюджет |
Всего |
Федеральный бюджет |
Консолидированный бюджет | |
Всего |
90528911 |
59995983 |
30532928 |
57463878 |
29921718 |
27542160 |
В т.ч. нал. доходы |
90489994 |
59979464 |
30510530 |
57425683 |
29904615 |
27521068 |
Снижение налоговых
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ
По мнению многих ученых и авторов, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъекты налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.
Обобщив результаты исследований, проведенных отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей страны:
1) переоценка роли налога
на прибыль, от уплаты
Информация о работе Федеральные налоги, их место и роль в налоговой системе России