Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:22, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучении правовой основы, принципов и механизма налогообложения иностранных организаций в РФ для чего следует решить следующие задачи:
1. Изучить налоговый статус иностраных юридических лиц на территории РФ;
2. Рассмотреть практику налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность как через постоянное представительство, так и получающих доходы от источников в РФ без постоянного представительства;
3. Изучить проблемы устранения двойного налогообложения в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Налоговый статус иностранных юридических лиц на территории РФ
1.1 Общий порядок постановки на учет иностранных организаций
1.2 Особенности учета иностранных организаций на основе уведомлений
1.3 Постоянное представительство иностранной организации: сущность и условия возникновения
ГЛАВА 2 Налогообложение доходов иностранных организаций
2.1 Налогообложение доходов,полученных через постоянное представительство
2.2 Налогообложение доходов, полученных вне постоянного представительства
2.3 Прочие налоги, уплачиваемые иностранными юридическими и физическими лицами
ГЛАВА 3 Регулирование международного двойного налогообложения
3.1 Нормативно-правовое регулирование международного двойного налогообложения
3.2 Методы устранения международного двойного налогообложения
3.3 Международные налоговые соглашения как основа устранения двойного налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению делятся на группы:
международные соглашения общего характера;
собственно налоговые соглашения:
общие налоговые соглашения и конвенции;
ограниченные налоговые соглашения;
соглашения об оказании административной помощи;
договоры, в которых затрагивают и налоговые вопросы:
соглашения о налоговых режимах и льготах;
торговые договоры;
специфические соглашения по конкретным организациям.
Международные соглашения общего характера наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.
Собственно налоговые
соглашения двустороннего и
общие налоговые соглашения (конвенции) – это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;
ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;
соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.
Международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для облегчения экономического сотрудничества между своими гражданами и организациями. Дело в том, что в силу «нестыковки» национальных налоговых законодательств различных стран налоговая ситуация при ведении международной коммерции может оказаться весьма неопределенной. Не всегда очевидно даже то, налоговым резидентом какого из государств является тот или иной хозяйствующий субъект (например, физическое лицо, живущее в одной стране, но ежедневно ездящее на работу в другую; или юридическое лицо, зарегистрированное в одной стране, но фактически ведущее деятельность в другой). При отсутствии соглашения возможна ситуация, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих странах.
Например, прибыль от действия представительства иностранной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также облагается налогом и по месту нахождения самой иностранной компании. Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора.
Как правило, налоговые договоры заключаются между странами с «нормальным» уровнем налогообложения, а оффшорные зоны, то есть страны с нулевыми (или близкими к нулю) налогами таких договоров не имеют. Это и неудивительно. Если нет налога, то нет и двойного налогообложения, а стало быть, незачем договариваться о его исключении. Предоставлять же односторонние налоговые льготы оффшорным компаниям страны с высокими налогами никак не настроены. Даже если договор с такой страной заключается, то, как правило, оффшорные компании из-под его действия в явном виде выводятся.
До последнего времени важнейшим исключением из этого правила был Кипр. Несмотря на действующую на острове оффшорную зону, Кипру удалось заключить значительное число налоговых договоров, в том числе и с Россией ¾ кстати, весьма выгодный. Поскольку кипрские оффшорные компании не были совсем безналоговыми ¾ они облагались налогом по льготной ставке 4,25 %, ¾ то они счастливым образом попадали под действие большинства договоров и широко использовались для снижения налогов резидентами соответствующих стран, особенно россиянами. В результате налоговой реформы на Кипре и закрытия оффшорной зоны это положение изменилось, но не очень радикально, так как действующая с 2003 г. общая налоговая ставка в 10 % все равно значительно ниже ставок налога на прибыль большинства развитых стран.
Кроме двусторонних налоговых соглашений, могут действовать и многосторонние договоренности. Так, все страны ЕС применяют к резидентам друг друга унифицированные правила по исключению двойного налогообложения в отношении дивидендов, получаемых от дочерних компаний. Таким образом, тот же Кипр после вхождения в ЕС резко расширит свою международную налоговую сеть.
Что касается оффшорных зон, то с ними развитые страны могут заключать соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией. Это значит, что если, скажем, в США возникнут вопросы к некому налогоплательщику в отношении его сделок с некой багамской компанией, то по условиям такого соглашения правительство Багамских островов обязано будет предоставить США всю необходимую информацию о данной компании.
Первые налоговые соглашения разрабатывались в начале двадцатого века. С тех пор была проделана огромная работа по выработке и оптимизации стандартных положений налогового договора. В 1963 г. свою модель налогового договора предложила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С тех пор большинство заключаемых налоговых соглашений следует именно этой модели, ввиду чего все они имеют примерно одинаковую структуру, хотя и различаются в деталях, в частности, в ставках налогов у источника. Эта модель претерпевает изменения со временем. В 1977 г. ОЭСР предложила новую версию, а в 1992 г. следующую за ней. Кроме того, к модели иногда принимаются дополнения, а также имеются обширные и постоянно дописываемые официальные комментарии ОЭСР. Структура договора тем не менее остается в основном неизменной.
Суть соглашения об избежании двойного налогообложения отражается в его названии. Оно может называться по разному: соглашение, конвенция, договор. Это никакой роли не играет. Важно обратить внимание на то, избежание двойного налогообложения в отношении каких именно налогов им предусмотрено. К ним могут относиться только налоги на доходы, либо на доходы и имущество (капитал). Кроме того, во многих договорах последних лет в наименовании имеется важное добавление «и предотвращении уклонения от уплаты налогов». Это значит, что в текст договора введены специальные положения, направленные на взаимопомощь в сборе налогов.
Типичная структура
соглашения такова. Определяются лица,
к которым применяется
Заключение
Расширение сферы
Одной из проблем международного экономического
сотрудничества является выработка механизма
налогового регулирования стоимостных
результатов деятельности инофирм и предприятий
с иностранными инвестициями в России,
согласующегося с нормами международного
права. Составной частью такого механизма
является взимание налога на прибыль и
доходы иностранных юридических лиц, а
также предприятий с иностранными инвестициями.
Налоговый режим зависит от правового
статуса иностранного плательщика на
территории РФ. Налогоплательщиками
в России являются иностранные фирмы и
граждане – нерезиденты, уплачивающие
налог в двух случаях. Во-первых, когда
они извлекают доходы на нашей территории
без образования постоянного представительства,
а во-вторых, когда они действуют через
свое постоянное представительство. Некоторые
нюансы имеет налоговый режим в отношении
результатов от коммерческой деятельности,
осуществляемой через посредника. В этом
случае налоговое бремя в России несет
сам посредник.
Широкое распространение в России практики
привлечения инофирм к строительным работам
обусловило необходимость отразить в
законе их отношения с налоговыми администрациями
в России.
Постоянные представительства, через
которые ведет свою деятельность ино-странная
фирма, сами по себе не являются налогоплательщиками,
поскольку они – не юридические лица.
Однако руководители таких представительств
несут полную ответственность по отчетности
перед налоговыми органами за деятельность,
осуществляемую самим иностранным юридическим
лицом через постоянные представительства.
Иностранное юридическое лицо рассматривается
как имеющее постоянное представительство
в случае, если оно осуществляет предпринимательскую
деятельность в РФ через российскую организацию
или физическое лицо, которые на основании
договорных отношений с иностранным юридическим
лицом представляют его интересы в РФ,
действуют от его имени и имеют полномочия
заключать контракты от имени данного
юридического лица или оговаривать существенные
условия контрактов. Непосредственным
налогоплательщиком является сама иностранная
компания, регистрирующая на территории
РФ свое представительство.
Термин '' постоянное представительство''
применяется только для определения налогового
статуса иностранного юридического лица
и не имеет организационно-правового значения.
Дочерние компании инофирм рассматриваются
как независимые юридические лица и, следовательно,
являются самостоятельными
Годовая бухгалтерская отчетность иностранных
юридических лиц подвергается проверкам
(не реже одного раза в год) со стороны
органов государственного финансового
контроля и органов независимого аудита.
Иностранные юридические лица и предприятия
с иностранными инвестициями являются
плательщиками не только налога на прибыль
(доход), но и других налогов в соответствии
с налоговым законодательством РФ.
Практика налогообложения иностранных
компаний позволила выявить не только
недостатки российского налогового законодательства,
препятствующие притоку зарубежных инвестиций,
но и ряд других, позволяющих уклоняться
от уплаты налогов в России. Так, на протяжении
длительного времени в законодательных
и нормативных актах не был четко установлен
порядок постановки иностранных юридических
лиц на налоговый учет. Особенно это касалось
фирм, не имеющих в России пос-тоянных
представительств. Лицензии иностранным
компаниям на лицензируемые виды деятельности,
например на строительство, выдавались
различными российскими министерствами
и ведомствами без проверки постановки
на налоговый учет. Порой иностранцам
давались совершенно беспочвенные и нереальные
обещания освободить их от налогообложения
или предоставить им налоговые льготы
сверхустановленных законом. Льготы, законодательно
определенные предприятиям с иностранными
ин-вестициями, то вводились, то отменялись,
то устанавливались вновь, вводя в заблуждение
предпринимателей или давая им оправдательные
мотивы при установлении фактов неуплаты
Список использованной литературы.
Законодательные и нормативно-правовые
акты
1)Консультант- плюс: Высшая школа.
Программа Информационной
2)НКРФ (Часть 2) Глава 25, статья.306- 309, 2009 г
3)НКРФ (часть 2) глава 25, статья. 284, 2009 г
4)НКРФ (часть2) глава 25,статья. 310,ст 312
5) Инструкции Госналогслужбы России от
16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли
и доходов иностранных юридических лиц",
1995 г.
6) Приказ МНС РФ «Об утверждении Положения
об особенностях учета в налоговых органах
иностранных организаций» от 7 апреля
2000 г.
7) Федеральный закон от 10.01.2009 « О внесении
изменений в закон РФ о налоге на прибыль
предприятий и организаций»
Учебная литература
8)Андреев В.Д. Налог на прибыль: судебная
практика. Комментарии. Рекомендации.
Риски и возможности. 2007, 747ст.
9) Балашов Ю.Г.- Оффшорный бизнес за рубежом
и в России. М.: 2008, 231 ст.
10)Брызгалин А.В. Налоги и налоговое
право в схемах. – М.: Аналитика-Пресс,
2006, 253 ст.
11)Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право
: Учебное пособие – М.: Аналитика-Пресс
, 2007, 192 ст.
12)Буряковский Н.М.- Налоги: Учебное пособие.
- Днепропетровск: 2007, 174 ст.
13)Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое
планирование. (Учебник), 006, 634ст.
14) Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория
и практика». Санкт-Петербург «Специальная
литература» 2006 год, 234 ст.
15) Гулаев В.А. «Налоги принимаем даже
наличными». / Экономика и жизнь, 2006
год,364 ст.
16)Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.- Налоги
и налогообложение в Российской Федерации.
(Учебник) ,2004, 512ст.
17)Евстигнеев Е.Н. - Налоги, налогообложение
и налоговое законодательство ,2001.
336ст.
18) Журнал "Все о налогах" , 2006,
31 ст.
19)Зверховский В.А. «Изменения в налоговом
законодательстве. Произведенные и предстоящие».
2007 год, 145 ст
20)Зрелов А.П. Новое в Налоговом кодексе.
Комментарий к изменениям, вступившим
с силу в 2008г., 120ст.
21) Кашин П.С. «Налоговая стратегия
для чрезвычайного бюджета». 2006г г,
256 ст.
22)Красноперова О.А.- Справочник спорных
ситуаций по налогу на прибыль организаций,
2008, 248ст.
23) Лайкам К.М. «Оптимизация распределения
налогов между федеральными и региональными
уровнями бюджетной системы.»,2008г , 115 ст.
24)Макарова В.И. Актуальные вопросы исчисления
налогооблагаемой прибыли. 2008г,34 ст.
25)Мартынов А.В. Прибыль - источник поступлений
бюджета и развития предприятий 2007 , 123
ст.
26)Матузова Н.И. - Теория государства и
права . Курс лекций / - М.: Юристъ,2007, 134 ст.
27)Мешалкин В.К.- Налоговые споры. НДС и
налог на прибыль. 2008, 210ст.
28)Миляков Н.В. -Налоги и налогообложение.
(Учебник) 2006, 5-е изд., 509ст.
29)Никонов А.А. Особенности заполнения
справки к расчету по налогу на прибыль
– 2008, 34 ст.
30)Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009,
2-е изд., 424ст.
31)Павлова Л.П. - Вопросы теории и практики
исчисления и взимания налогов: Учебное
пособие – М.: изд-во Фин. Акад. при Правительстве
РФ, 2008,121 ст.
32)Пансков В.Г. Налоги и налогообложение
в Российской Федерации,2006, 7-е изд, 592ст.
33)Перов А.В., Толкушкин А.В. -Налоги и налогообложение.
(Учебное пособие),2006, 5-е изд., 720ст.
Информация о работе Налогообложение иностранных юридических лиц