Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель исследования – анализ и обобщение арбитражной практики по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Задачи исследования обусловлены его целью и могут быть сформулированы следующим образом:
• необходимо проанализировать судебно-арбитражную практику по вопросам определения перечня налогоплательщиков налога на прибыль, объекта налогообложения, налоговой базы и ставок по налогу на прибыль организации, а также порядку исчисления и уплаты налога на прибыль организаций;
• на основании результатов проведенного анализа следует определить ос-новные направления совершенствования нормативного регулирования налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 5
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ 7
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
С 1 января 2008 года налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Статьей 289 НК РФ установлен
следующий порядок сдачи
Налоговая декларация за налоговый период сдается в полной форме.
Налоговая декларация по
итогам отчетного периода
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Налогоплательщики определяют налогооблагаемую прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода по данным налогового учета.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Иными словами, при организации налогового учета необходимо учитывать не только положения главы 25, но и положения всех статей Налогового кодекса РФ.
Однако введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не могут использоваться для расчета налоговой базы. В том случае, если порядок отражения и группировки хозяйственных операций и объектов в первичных документах бухгалтерского учета совпадает с правилами ведения налогового учета, то налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения.
Традиционно спорным вопросом является порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов.
Отметим, что ст. 317 НК РФ содержится одно из важнейших условий по определению внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Данное правило гласит:
Налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.
При этом необходимо учитывать, что во внереализационные доходы согласно подп. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ включаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов. И только при взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Но, анализируя сложившуюся арбитражную практику, можно сделать вывод, что бездействие не является признанием долга, например:
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2007г. по делу № А56-273/200731 суд признал, что если в договоре содержится условие о начислении штрафа, то это еще не означает признание штрафа должником, и продавец не обязан включать в состав доходов сумму штрафа до предъявления ее покупателю. Такое условие допускает возможность применения штрафных санкций, но не может рассматриваться как признание штрафных санкций.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 г. по делу № А56-28963/200632 суд указал, что моментом признания долга является совершение должником конкретных действий по исполнению обязательства, которые свидетельствуют о признании долга. В данном случае такими действиями явилась уплата должником начисленных пеней.
Подводя итоги настоящей работы, сформулируем на основе проведенного анализа предложения по совершенствованию нормативного регулирования налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
1. В НК РФ должны быть внесены изменения, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.
2. Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
3. Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.
4. Необходимо усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.
В частности, НК РФ установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, то есть уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.
Вместе с тем при поиске и оценке месторождений полезных ископаемых налогоплательщики несут затраты, связанные со строительством и ликвидацией иных скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных), которые необходимы, в частности при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья. В связи с тем, что перечисленные виды скважин прямо не перечислены в Кодексе, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить НК РФ.
5. Должна быть введена в действие новая редакция положений НК РФ, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Также требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные Кодексом.
Представляется, что внесение
в НК РФ вышеуказанных изменений
сможет существенно улучшить качество
нормативно-правового
Нормативно-правовые акты
Судебно-арбитражная практика
Научная и учебная литература
1 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. на 28 декабря 2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 31.- Ст. 3824; 2000.- № 32.- Ст. 3340.
2 Только в 2010г. в НК РФ дополнения и изменения вносились 17 раз, причем их количество не связано с кризисным состоянием российской экономики, т.к. в «докризисные» годы число ежегодных корректировок НК РФ было примерно таким же.
3 Хотя формально в России (принадлежащей к семье романо-германского права) решения судов любой инстанции источниками права не считаются, в отличие от англо-саксонской правовой системы.
4 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 2006.- № 3.
5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999г. № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1999.- № 8.