Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат
В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.
13) исходя из критерия территориальности целесообразно различать местное и междуна-родное налоговое планирование;
14) в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.
Формами налогового планирования
целесообразно считать
В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляться при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).
Алгоритм деятельности,
связанной с организацией любого
из перечисленных видов
- анализ текущего финансового
состояния предприятия и
- составление планов,
т.е. принятие решений о
- осуществление плановых
решений. Результатом этой
- сравнение реальных
результатов с плановыми
- контроль является
последним блоком налогового
планирования, и именно он позволяет
оценить эффективность
На основе системы мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Принципы налогового планирования
Основами налогового планирования являются:
1) учет основных направлений
развития налоговой, бюджетной
и инвестиционной политики
2) разработка учетной
политики предприятия и
3) правильное и полное
использование всех
4) оценка возможностей
получения отсрочек и
Отсрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Рассрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговое планирование
является частью финансового планирования
и подчиняется следующим
1) платить минимум из положенного;
2) осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
3) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
4) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
5) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
В экономической литературе
сложилось относительное
Другие авторы выделяют от 4-х до 7-и этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных операций, сравнительный анализ.
Различия в налоговых
режимах между странами помогают
уйти от налогообложения с
На практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заклю-ченное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «голландский сэндвич».
Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т.е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.
Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.
Что касается Российской
Федерации, то здесь используются свободные
экономические зоны и закрытые административно-
В западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.
Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием вычета служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.
В отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого предприятия, где обеспечено безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.
В отдельных странах (например, во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.
В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.
Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным – создает дополнительные возможности для налогового планирования.
Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:
- использование налоговых
освобождений и льгот по
- использование оптимальных
форм договоров при
- разработка учетной
политики для целей
Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.
Правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.
В большинстве стран происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним (в Российской Федерации действовала такая льгота до 1997 г.). Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. в рамках косвенного налогообложения и налогообложения недвижимости. Стимулируется инвестиционная политика.
На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.
В дополнение к основным стадиям налогового планирования можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.
Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.
Правовые аспекты налогового планирования
Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы. Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения, является внесение 44 изменений и дополнений (51 с изменениями в дополняющие и изменяющие законы) в основной нормативный документ данной отрасли права - Налоговый кодекс Российской Федерации за пять с половиной лет его действия.
Таким образом, "правила игры" в области налогообложения менялись в среднем каждые полтора месяца. При этом ускоряются темпы внесения изменений: за первый год действия НК РФ было внесено 2 изменения, за второй год - 3 изменения, за последующие три с половиной года - 39 изменений и дополнений. При этом практически все вносимые в НК РФ изменения и дополнения в той или иной степени имеют целью довести до максимально возможного уровня объем налоговых поступлений в бюджет.
Для сравнения: в Гражданский кодекс Российской Федерации за девять с половиной лет внесено 13 изменений (дополнений), то есть изменения основного нормативно-правового акта отрасли гражданского права происходили в среднем каждые 9 месяцев; в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за два года не было внесено ни одного изменения и дополнения.