Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Даже при снижении ставок налогов предполагается увеличение в среднесрочной перспективе  абсолютного объема налоговых поступлений  за счет роста налогооблагаемой базы.

Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а  также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и  сборах с целью направленного  воздействия на элементы налогообложения  и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на наш взгляд, сущность налогового планирования. Соответственно, под налоговым планированием может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов и направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Своим появлением налоговое  планирование обязано провозглашению Конституцией Российской Федерации  социальной направленности государства, поддержке государством конкуренции (в том числе формирования слоя среднего и малого предпринимательства) и объективной невозможности императивного установления законодателем для каждой категории налогоплательщиков с учетом условий их хозяйствования отдельных систем налогообложения. В ст. 3 НК РФ реализован принцип налогообложения, сформулированный еще в XVIII веке  
А. Смитом: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налого-плательщика к уплате налога". Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Следует обратить внимание именно на добровольный порядок применения льгот, особо отмеченный в п. 2 ст. 56 НК РФ: "Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов...", а также на самостоятельный выбор налогоплательщиком системы налогообложения, предусмотренный п. 1 ст. 346.11 НК РФ: "Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринима-телями добровольно". Иными словами, именно право выбора, законодательно предоставленное налогоплательщику государством, обусловливает возможность налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта.

Стремление налогоплательщика  к оптимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно в силу первичности права собственности перед налоговыми обязательствами. К тому же это закреплено ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Так, перед началом  осуществления предпринимательской  деятельности (или перед началом  очередного финансового года, или перед осуществлением крупной сделки) субъект хозяйственной деятельности ставит перед собой ряд вопросов, в том числе следующие:

- какую сумму (и  в каком периоде) можно получить  от осуществления данной деятельности (сделки);

- какую сумму расходов (в том числе налогов) придется понести в связи с получением данного дохода;

- какая сумма денежных  средств (или иных материальных  ценностей) останется в результате  данной деятельности;

- что необходимо сделать,  чтобы увеличить сумму, остающуюся  в распоряжении налогоплательщика?

При ответе на последний  вопрос в числе прочих рассматриваются  варианты изменения как параметров совершаемых сделок (обложение НДС  и т.д.), так и параметров организационной  структуры, численности, состава работников, распределения прибыли и многих других.

Таким образом, в результате налогового планирования у хозяйствующего субъекта формируется потребность  приведения количественных и качественных параметров своей деятельности в  определенные рамки, установленные  налоговым законодательством в качестве обязательных условий для использования законных возможностей уменьшения налоговых обязательств.

Вместе с тем если хозяйствующий субъект в рамках увеличения эффективности своей  деятельности сокращает свои налоговые  выплаты, то сэкономленные им налоговые платежи недополучает государство. Поэтому в сфере налогообложения интересы налогоплательщиков и государства относительно источников своего существования и развития будут не совпадать.

При этом государство  устанавливает основные принципы налогообложения, среди которых можно выделить следующие (ст. 3 НК РФ):

- каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными;

- ни на кого не  может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

- все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов законодательства о налогах  и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов).

Иными словами, государством продекларированы объективность установления налогового бремени, прозрачность реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и беспристрастность при разрешении возникающих в сфере налогообложения споров. Налоговое бремя - обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку этого действия (сумму налогов, их удельный вес в ВВП или доходах отдельных категорий плательщиков).

Несмотря на это, в  последнее время отмечается, по нашему мнению, негативная тенденция в сфере  налогообложения - зависимость налогоплательщика  от оценочных категорий. К примеру, признание затрат субъекта хозяйствования расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, поставлено законодателем в зависимость от их "экономической оправданности". При этом, так же, как и ранее, законодатель не определил, кто (налого-плательщик, налоговый орган, суд) будет определять, оправданы затраты с экономической точки зрения или не оправданы и как поступать с затратами, понесенными налогоплательщиком в текущем периоде, получение экономической выгоды от осуществления которых планируется через 5-10 лет (и более). Но, пожалуй, самой известной оценочной категорией, законодательно не закрепленной, но широко использующейся в правоприменительной практике арбитражными судами и налоговыми органами, является так называемая добросовестность налогоплательщика.

Оперативная корректировка  налогового законодательства с помощью  судебной системы была необходима, как бывает необходимо срочное хирургическое  вмешательство для удаления бурно  разрастающейся злокачественной опухоли, и была оправдана соблюдением  баланса публичных и частных интересов. Если бы не был остановлен процесс предъявления в так называемые проблемные банки платежных поручений на уплату налогов, то, помимо неисполнения бюджета страны, это вызвало бы серьезный перекос в экономике в пользу недобросовестных налогоплательщиков.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что наличие  оценочных критериев в российском налоговом праве ставит под вопрос само существование налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта. Любая  оценочная категория подвержена идеологическому влиянию. Иными словами, правила игры в налоговой сфере могут поменяться в любой момент даже без отмены действующих законов, а просто так - что называется, "по толкованию" или "исходя из смысла". 

 

Вместе с тем, по нашему мнению, первым шагом на пути к построению правового государства, а вместе с ним и формированию устойчивой системы налогового планирования в  организации является понимание  простой истины: "Прочность права  гораздо большее благо, чем гибкость, неопределенность и произвольность судебных решений, к которым приводит теория злоупотребления правом". 

 

 

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне

Налоговое планирование – процесс подготовки управленческого решения по оптимизации налоговых обязательств и платежей, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития страны, регионов, отраслей, субъектов хозяйствования.

Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне  различны, как и противоположны интересы казны и налогоплательщика.

Субъектом планирования на макроуровне выступает государство.

Конкретными вопросами  планирования в центре и на местах занимается финансовый аппарат. Государство  стремится получить как можно  больше налоговых доходов для  бюджета и внебюджетных фондов для  осуществления общенациональных задач.

Субъект планирования на макроуровне - физические и юридические лица, которые могут оказать воздействие на некоторые элементы налогов (например, на налоговую базу) с целью регулирования своих корпоративных или индивидуальных фискальных обязательств. Каждое физическое или юридическое лицо стремится уменьшить свои налоговые обязательства.

С помощью налогового планирования как элемента налогового механизма государство осуществляет управление экономикой на макро- и микроуровнях. Налоговое планирование на макроуровне решает следующие задачи:

- построение действенной  налоговой системы исходя из  конкретной социально-экономической  ситуации;

- определение объема  и структуры государственных  обязательных платежей;

- установление содержания  объектов налогообложения и состава налоговой базы;

- формирование налогового  законодательства;

- разработка размера  налоговых ставок и льгот, а  также исполнение всех поставленных  задач.

В странах со стабильней налоговой системой налоговое планирование осуществляется с применением математического аппарата. В нашей стране, где часто происходят кардинальные изменения системы платежей в бюджет, использование математического аппарата ограничено.

При налоговом планировании учитываются:

– полное и правильное применение всех налоговых законов;

– понимание финансовой и инвестиционной политики государства;

– выбор наиболее приемлемой формы налогообложения;

– использование всех предоставленных законодательством  льгот, освобождений;

– грамотное и безупречное  ведение бухгалтерского и налогового учета.

В основе налогового планирования на микроуровне лежат:

– стремление хозяйствующего субъекта к сбережению доходов, сокращению расходов, увеличению прибыли;

– желание хозяйствующего субъекта расширить производственную и коммерческую деятельность без привлечения внешних источников финансирования;

– учет требований рыночной конкуренции. 

 

 

Налоговое регулирование

Налоговое регулирование – система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво и обусловлено сутью налоговой системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства (решение общеэкономических задач), а с другой стороны, должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта, граждан.

Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, так как налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель налогового регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных движений капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако, на практике не всегда следует за налоговыми стимулами.

В целом налоговое  регулирование направлено на обеспечение  структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий.

Налоговое регулирование  осуществляется различными методами и  способами.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение  которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств. К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи.

Информация о работе Понятие налогового планирования