Правовая основа и порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена значением налогов в жизни современного общества. Конституционное социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, выполняя важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим, налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Сущность и правовая основа налоговых проверок…………….....4
Понятие и виды налоговых проверок………………………………4
Нормативно-правовая база контрольно-проверочных мероприятий……………………………………………………………...9
Камеральная налоговая проверка...………………………………….13
Понятие и сущность камеральной налоговой проверки…………………………………………………………………13
Основные этапы проведения камеральной проверки…………..17
Выездная налоговая проверка………………………………………22
Понятие и значение выездной налоговой проверки……………..22
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки………………………………………………………………….29
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая2010.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

1                    Приложение 1

Академия экономической безопасности МВД России

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине Налоговое администрирование

на тему: «Правовая основа и порядок проведения

 контрольно-проверочных  мероприятий»

 

 

 

 

Выполнил: Балябина П. Д.

3 курс экономического  факультета

 группы ЭН-33

Проверил: к.и.н.,

профессор Петров Ю.И.

Дата защиты:________________              

Оценка:_____________________

 

 

 

 

Москва, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

  1. Сущность и правовая основа налоговых проверок…………….....4
    1. Понятие и виды налоговых проверок………………………………4
    2. Нормативно-правовая база контрольно-проверочных мероприятий……………………………………………………………...9
  2. Камеральная налоговая проверка...………………………………….13
    1. Понятие и сущность камеральной налоговой проверки…………………………………………………………………13
    2. Основные этапы проведения камеральной проверки…………..17
  3. Выездная налоговая проверка………………………………………22
    1. Понятие и значение выездной налоговой проверки……………..22
    2. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки………………………………………………………………….29

Заключение

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы работы обусловлена значением налогов в жизни современного общества. Конституционное социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, выполняя важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим, налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества.

Важнейшей и эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Осуществляя налоговые проверки, государственные органы должны опираться на закон. В сущности, любая налоговая проверка- это определенная правовая процедура, порождающая правовые отношения между налогоплательщиками и государством. Порядок производства налоговых проверок должен быть четко регламентирован, а законодателю при этом необходимо обеспечить баланс интересов налогоплательщиков и государственных органов.

Таким образом, целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок.

В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:

1. раскрытие понятия налоговых проверок;

2. рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок.

 

  1. Сущность и правовая основа налоговых проверок
    1. Понятие и виды налоговых проверок

Налоговый контроль как особый вид деятельности специально уполномоченных органов является одним из наиболее важных условий существования налоговой системы. Его традиционно принято рассматривать как часть финансового контроля, охватывающего сферу образования, распределения и использования денежных фондов. При этом место налогового контроля в системе финансового контроля определяется тем, что налоговые доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.1

Финансовый контроль - важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Также его целью является эффективное социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

В связи с кризисными явлениями в современной российской экономике наблюдается существенный рост налоговых правонарушений. Достаточно низкий уровень финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленные факты расхищения государственных средств и коррупции, огромные масштабы отмывания денег и утечки капитала за границу - всё это обуславливает необходимость усиления контрольных функций государства.

Понятие «налоговый контроль» может употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова оно охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговый учет, налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов). В узком смысле речь идет о проведении собственно налоговых проверок уполномоченными органами.

Говоря о налоговом контроле, также необходимо упомянуть о формах проведения контроля. Форма контроля – это единая совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретных задач контроля.

Форма налогового контроля – это регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля.2

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в  других случаях, предусмотренных налоговым законодательством (учет налогоплательщиков, контроль акцизных складов).

В данной работе мы будем рассматривать налоговые проверки, которые перечислены первыми среди форм налогового контроля.

В узком смысле под налоговыми проверками (контрольно-проверочными мероприятиями) понимают лишь камеральные и выездные проверки, а также совместные проверки с участием органов внутренних дел.

В целом же существует немало доктринальных определений налоговых проверок.

Налоговые проверки – проверки документации налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов по вопросам исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.3

Налоговая проверка - совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в бухгалтерской отчетности и других носителях информации.4

Налоговая проверка – процессуальное действие налогового органа по контролю над правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В целом же налоговые проверки - составная часть финансовых проверок, в т.ч. проверок процедур государственной регистрации и учета налогоплательщиков, отчетности и поступлений в бюджеты платежей от налогоплательщиков, проверок объектов, подлежащих налогообложению, и других сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

В соответствии со ст.6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 17.07.2009) «О налоговых органах Российской Федерации» помимо остальных задач  (проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции, контрольно-кассовой техники, наличного денежного обращения, регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей и др.), главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также частично валютный контроль.

Таким образом, налоговые органы обязаны осуществлять проверки соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового и иного законодательства.

Субъектами налоговых проверок выступают министерства, ведомства, государственные учреждения и организации, коммерческие предприятия и организации, совместные предприятия, негосударственные и некоммерческие учреждения и организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом объектом налоговых проверок будут считаться регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговые проверки могут проводиться в любых организациях независимо от формы собственности, подчиненности и организационно-правовой форме. При этом налоговые органы несут ответственность за проведение у налогоплательщика документальных проверок не реже одного раза в два года. Налоговой проверкой должна быть охвачена вся налоговая база по проверяемому периоду. Кроме того, налоговая проверка обособленных подразделений организаций может быть проведена независимо от проведения проверки самого налогоплательщика.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. При этом запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.5

Из этого правила есть  исключения:

а) когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

б) когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки;

в) когда налоговому органу была предоставлена уточнённая налоговая декларация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база контрольно-проверочных мероприятий

Нормативно-правовое регулирование налоговых проверок осуществляется в соответствии с определенными нормативными актами.

Так, 27 сентября 2009 г. вступил в силу совместный Приказ МВД России N 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (зарег. в Минюсте России 01.09.2009 № 14675). Данный документ отменяет ранее действовавший Приказ МВД России № 76 и ФНС России №АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Данным документом утверждены:

1)Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение 1);

2)Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение 2);

3)Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (приложение 3).

Кроме того, при проведении выездных и камеральных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел при совместном их участии должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009), Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1"О милиции"  (ред. от 29.12.2009), Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп.), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Указами Президента, Постановлениями Правительства и т.д.).

Информация о работе Правовая основа и порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий