Правовая основа и порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена значением налогов в жизни современного общества. Конституционное социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, выполняя важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим, налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Сущность и правовая основа налоговых проверок…………….....4
Понятие и виды налоговых проверок………………………………4
Нормативно-правовая база контрольно-проверочных мероприятий……………………………………………………………...9
Камеральная налоговая проверка...………………………………….13
Понятие и сущность камеральной налоговой проверки…………………………………………………………………13
Основные этапы проведения камеральной проверки…………..17
Выездная налоговая проверка………………………………………22
Понятие и значение выездной налоговой проверки……………..22
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки………………………………………………………………….29
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая2010.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Возражения по акту ВНП должны быть тщательно рассмотрены должностными лицами, проводившими проверку, с привлечением при необходимости других специалистов налогового органа.

Заключительным этапом организации и проведения ВНП является реализация ее результатов. Под реализацией налоговой проверки понимается выполнение налоговым органом предусмотренных ст.101 НК РФ действий по рассмотрению материалов проверки и вынесению соответствующего решения. По своему содержанию этот этап отличается повышенной ответственностью со стороны налоговых органов с точки зрения соблюдения процедурных действий.

Руководитель налогового органа в обязательном порядке должен известить проверяемое лицо о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (п.2 ст. 101 НК РФ). По общему правила неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом не является фактом, препятствующим рассмотрению данных материалов. В некоторых случаях, присутствие лица обязательно для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки.

В случае если в ходе рассмотрения материалов проверки выяснится, что для вынесения обоснованного решения по конкретному вопросу полученной информации недостаточно, налоговый орган может заявить о необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Возможность проведения подобных мероприятий обусловлена необходимостью получения дополнительной информации, доказательств для подтверждения фактов совершения налоговых нарушений или отсутствия таковых. Руководитель налогового органа (его заместитель) исходя из конкретных эпизодов и положений, которые отражены в акте, принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указаны срок и конкретная форма их проведения.

Налоговый кодекс РФ определяет следующие формы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ):

- истребование документов

- допрос свидетеля

- проведение экспертизы

По смыслу п.6 ст.101 НК РФ перечень приведенных мероприятий, которые могут проводиться в рамках дополнительного налогового контроля, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Перечень обязательных процессуальных действий, которые руководитель налогового органа (заместитель руководителя) обязан провести перед рассмотрением материалов налоговой проверки, установлен п.3 ст. 101 НК РФ. Так, должностное лицо налогового органа обязано: 1) объявить, кто рассматривает дело, и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; 2) установить факт неявки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.

В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

- в случае участия представителя  лица, в отношении которого проводилась  налоговая проверка, - проверить  его полномочия, разъяснить ему  его права и обязанности;

- разъяснить лицам, участвующим  в процессе рассмотрения, их права  и обязанности;

- вынести решение об  отложении рассмотрения материалов  налоговой проверки в случае  неявки лица, участие которого  необходимо для рассмотрения.

Поскольку налогоплательщику предоставлено право представлять пояснения и возражения по материалам проверок, в обязанности должностного лица, проводящего рассмотрение материалов проверок, включена обязанность рассматривать представленные материалы.

В соответствии с п.5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- устанавливает, совершало  ли лицо, в отношении которого  был составлен акт налоговой  проверки, нарушение законодательства  о налогах и сборах;

- устанавливает, образуют  ли выявленные нарушения состав  налогового правонарушения;

- устанавливает, имеются  ли основания для привлечения  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения;

- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Невыполнение существенных условий процедуры рассмотрения налоговым органом материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов НК РФ относятся:

- обеспечение возможности  лица, в отношении которого проводилась  проверка, участвовать в процессе  рассмотрения материалов налоговой  проверки лично и (или) через своего  представителя;

- обеспечение возможности  налогоплательщика представить  объяснения.

Помимо указанных оснований вынесенное решение может быть отменено и при иных нарушениях процедуры рассмотрения материалов проверки, если данные нарушения повлекли за собой принятие неправомерного решения. Во всех случаях степень серьезности нарушения установленных процедур должна быть определена либо вышестоящим налоговым органом, либо судом.9

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может вынести одно из двух решений: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются:

  1. обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
  2. доводы, проводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту;
  3. результаты проверки этих доводов;
  4. решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные нарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующие пени и подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В нем могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении во всех случаях указываются:

  1. срок, в течение которого обязанное лицо вправе обжаловать такое решение;
  2. порядок обжалования решения  в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);
  3. наименование налогового органа, его местонахождение;
  4. другие необходимые данные.

Принятое руководителем по итогам рассмотрения материалов проверки решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней. В течение указанного срока лицо, в отношении которого вынесено решение, имеет возможность аппеляционного обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе. В этом случае решение вступает в законную силу со дня его утверждения (полного или частичного) вышестоящим налоговым органом.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры по исполнению принятого по итогам рассмотрения материалов проверки решения.

Такими обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в отношении следующих видов имущества:

- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг)

- транспортных средств, ценных  бумаг, предметов дизайна служебных  помещений

- иного имущества, за исключением  готовой продукции, сырья и материалов.

Этот запрет применяется последовательно к каждой группе, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов согласно принятому решению по результатам налоговой проверки.

  1. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше суммы общей недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или копия решения об отказе в привлечении к ответственности, а также копии решений об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте получения соответствующего решения.

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов.

Соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ.

По итогам проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
  2. Проведение камеральной налоговой проверки по сравнению с выездной налоговой проверкой отличается относительной простотой в проведении, большем охвате налогоплательщиков и меньшими трудозатратами.
  3. Все действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, как и решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и иные акты налогового органа, поэтому при проведении проверки необходима предельная внимательность и компетентность проверяющего.
  4. В настоящее время необходимо проводить совершенствование органов налогового контроля и проверок, системы налогового контроля.  Так, налоговые органы уже начали пересматривать приоритеты в осуществлении контрольных мероприятий, изменив подходы к планированию и проведению камеральных и выездных налоговых проверок.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации– М.: ООО Эксмо, 2009
  2. Гражданский кодекс РФ ч. I - II. М.: Юристъ, 2008.
  3. Налоговый кодекс РФ ч.1- 2. М.: Юристъ, 2008.
  4. Налоговый кодекс. Комментарии Минфина России в 2-х томах. Справочный комплект. - М.: МЦФЭР, 2008.
  5. Таможенный кодекс РФ. М.: Юристъ, 2008.
  6. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп.)
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»
  8. Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"
  9. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 17.07.2009) "О налоговых органах Российской Федерации"
  10. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1"О милиции"  (ред. от 29.12.2009)
  11. Приказ МВД России N 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (зарег. в Минюсте России 01.09.2009 № 14675)
  12. Приказ МНС России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов»
  13. Приказ ФНС России от 14 октября 2008 года № ММ-3-2/467 «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 “Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок”»
  14. Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требования к составлению акта налоговой проверки»
  15. Аронов А.В., Кашин В.А.  Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: Магистр, 2007
  16. Демьянов С.А.  «Налоговое право». – М.: изд «Юристъ»,2007.
  17. Евстигнеев Е.Н. налоги и налогообложение. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  18. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
  19. Нестеров Г.Г. Налоговый контроль: учеб. пособие / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Терзиди. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009.
  20. Селиванова Н.В. Арбитражная практика рассмотрения споров, связанных с выездными налоговыми проверками// справочно-правовая система
  21. Спирина Л.В., Тимошенко В.А.  Проверки налоговых органов (учебно-практическое пособие). -  М.: Переплет, 2009. - С. 6-7
  22. Финансовое право: учебник// под. Ред. Проф. О. Н. Горбуновой. М,:  Юристъ, 2007
  23. Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. № 8, с. 36.
  24. Смирнова Е.Е. Выездные налоговые проверки в период кризиса // Налоговый вестник , 2010. №2, С.99-103
  25. Черник И.Д. Выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел // Налоговая политика и практика, 2010 №1, С.55-59

Информация о работе Правовая основа и порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий