Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:12, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена значением налогов в жизни современного общества. Конституционное социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения, выполняя важнейшие социальные задачи. Правильное и полное поступление налогов в бюджетную систему является залогом успешной реализации социальной функции и стабильной деятельности государственного аппарата. Неправильное исчисление налогов, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и другие неумышленные и умышленные противоправные действия налогоплательщиков приносят огромный вред нормальному функционированию государства, вызывают социальное напряжение в обществе. В связи с этим, налоговый контроль, осуществляемый компетентными исполнительными органами, играет существенную роль в стабильном существовании государства и общества.
Введение………………………………………………………………….3
Сущность и правовая основа налоговых проверок…………….....4
Понятие и виды налоговых проверок………………………………4
Нормативно-правовая база контрольно-проверочных мероприятий……………………………………………………………...9
Камеральная налоговая проверка...………………………………….13
Понятие и сущность камеральной налоговой проверки…………………………………………………………………13
Основные этапы проведения камеральной проверки…………..17
Выездная налоговая проверка………………………………………22
Понятие и значение выездной налоговой проверки……………..22
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки………………………………………………………………….29
Заключение
После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям Налогового Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28.01.99. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Приказом МНС России от 21.08.2003 N БГ-4-06/24 дсп "Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов" (далее – Регламент). Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения.
Имеются и другие нормативные акты по проведению камеральных проверок: Приказы МНС России - от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ "Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам"; от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)"; Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".6
Территориальные налоговые органы при назначении выездных проверок, их проведении и вынесении результатов применяют положения, содержащиеся в приказах и методических указаниях МНС РФ.
Основными из них являются приказы МНС РФ: от 08.10.99 № АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок" и от 10.04.00 № АП-3-16/138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.00 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок. Камеральная налоговая проверка – это наименее трудоёмкая форма налогового контроля: трудозатраты на её проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной налоговой проверки. В настоящее время камеральная проверка остается приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков данными проверками почти 100%.
Налоговый кодекс не содержит определения камеральной проверки. В нем лишь указывается на то, что проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Этими документами могут являться информация контрагентов налогоплательщика, полученная в ходе встречных проверок, информация правоохранительных органов и т.д. Проводится она уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа.
Кроме того, в Налоговом кодексе не предусмотрено специально информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверки. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В жизни она обычно завершается в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том случае, когда руководитель: назначает проведение встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.
Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля:
Несмотря на то, что налоговые органы обязаны проводить камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы.
Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.
Развитие и внедрение систем автоматизированной камеральной налоговой проверки осуществляется в целях контроля за соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах и отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления. В целом же, кроме указанных выше, к целям камеральных налоговых проверок относятся выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Конструкция статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста.7
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Так, например, предприятие, представляющее налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций ежеквартально, периодичность налоговой проверки составит один раз в квартал. А в случае принятия решения налогоплательщиком о представлении налоговой декларации по налогу на прибыли ежемесячно, камеральная налоговая проверка будет проводиться каждый месяц.
Налоговые органы обязаны проводить камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган. О результатах камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Особое внимание привлекают такие налогоплательщики, которые проводят операции со значительно отличающимися от прочих условиями сделок (заниженные или завышенные расценки, рассрочки платежей и т.п.). Ими могут быть:
- нелогичные и необычные сделки, операции, сущность которых противоречит их форме (наличный расчет или оплата векселем);
- неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками по неоправданно завышенным или заниженным ценам;
- предоставление или получение бесплатных или убыточных услуг;
- сделки с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах
Редкие и нетипичные операции, особенно проведенные в конце отчетного периода, а также случаи, когда сделки санкционированы или оформлены лицами, которые обычно этим не занимаются, также подвергаются тщательному изучению.
Камеральная проверка начинается с факта представления отчетности. Налогоплательщику следует знать, что представленная налоговая декларация после истечения установленного законодательством срока влечет ответственность по ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе представленной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Камеральная налоговая проверка включает проверку полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, ясности их заполнения и др.) и своевременности представления налоговых деклараций. Кроме перечисленных выше выделяют такие этапы проведения, как проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы и проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.
Налоговым органам запрещается
отказывать в принятии налоговых деклараций
(п.4 ст.80 НК). Не позднее следующего рабочего
дня с момента принятия налоговая отчетность
подлежит регистрации лицами, осуществляющими
ее принятие, и передается в отделы, ответственные
за проведение камеральных налоговых
проверок (п.2.7. Регламента). Не позднее
шести рабочих дней с момента истечения
срока представления в налоговый орган
налоговой отчетности отделы, ответственные
за проведение камеральных проверок, должны
осуществить проверку списка стоящих
на учете налогоплательщиков, обязанных
представлять документы налоговой отчетности
к соответствующему сроку с данными о
ее фактическом представлении. По результатам
указанной сверки, а также с учетом конкретных
обстоятельств, связанных с нарушением
срока представления налоговых деклараций
и иных документов, работники отделов,
ответственных за проведение камеральных
проверок, составляют проекты постановлений
о применении к налогоплательщику, виновному
в нарушении установленного срока представления
налоговой отчетности, мер ответственности,
предусмотренных нормами Налогового кодекса
Российской Федерации, а также протоколы
об административном
правонарушении и проекты постановлений
о применении мер административной ответственности
к виновным лицам. При этом налоговый орган
в соответствии с предоставленным ему,
согласно статье 31 Налогового кодекса
Российской Федерации, правом может вызвать
на основании письменного уведомления
в налоговый орган должностное лицо организации-налогоплательщика
или индивидуального предпринимателя
для дачи пояснений по обстоятельствам,
имеющим значение для принятия решения
в связи с указанным налоговым правонарушением
(п.2.9 Регламента).
Согласно п. 4 ст. 88 НК налогоплательщик может предоставлять документы, которые подтверждают достоверность внесенных в налоговую декларацию данных, но при условии, что камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) какие-либо противоречия и об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган может дополнительно истребовать только документы, имеющие непосредственное отношение к ошибкам и другим неточностям, выявленным при проверке декларации. Иное означало бы фактическое осуществление налоговым органом проведение выездной, а не камеральной налоговой проверки.
Ст. 88 НК РФ содержит следующие основания истребования дополнительных документов у налогоплательщика:
- если налогоплательщик пользуется налоговыми льготами (документы, подтверждающие право на них)
- если налогоплательщик
заявляет в налоговой
- если налогоплательщик
является плательщиком налогов,
связанных с использованием
Оформление результатов камеральной проверки зависит от её результатов и законодательно закреплено ст. 100 НК РФ. Если в ходе проверки не выявлено ошибок или противоречивых сведений в представленных документах, а также не выявлены налоговые правонарушения, инспектор подписывает декларацию и ставит дату на титульном листе.
Если же в результате проверки был выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, то составляется акт проверки, который затем вместе с материалами проверки передается на рассмотрение руководителю или заместителю налогового органа. Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после её окончания и в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка или его заместителю. С момента составления акта проверки начинает исчисляться срок давности привлечения к налоговой ответственности.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе предоставить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту или отдельным его положениям (п.6 ст.100 НК РФ).
Информация о работе Правовая основа и порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий