Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6
Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10
Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13
1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15
1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19
2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25
3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников…………………………………....39
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь.
Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.
Под физическими лицами понимаются:
- граждане Республики Беларусь;
- граждане либо подданные иностранного государства;
- лица без гражданства (подданства)».
Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.
Один и тот же
объект может облагаться
Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.[7, ст.28]
Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:
1) доход;
2) имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
3) передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
4) потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
5) ввоз и вывоз товаров
(пошлины на экспортные и
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. [9, с. 77]
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности участников (субъектов). Эти права и обязанности корреспондируются субъектам налоговых правоотношений. Субъективному налоговому праву всегда соответствует субъективная налоговая обязанность.
Плательщик имеет право:
1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства;
5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом;
6) присутствовать при проведении налоговой проверки;
7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;
8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
9) требовать соблюдения налоговой тайны;
10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.[7, ст.21]
Плательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства.
Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом Налоговым кодексом и иными актами законодательства.
Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
2) принимать наличные денежные средства в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;
3) вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;
4) вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
5) выносить лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливать срок их устранения;
6) вносить представление в лицензирующий орган о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности в случаях, установленных законодательными актами;
7) в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия; другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;
8) в порядке, установленном законодательными актами, обращаться к нотариусу за совершением исполнительных надписей о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), за исключением имущества плательщика (иного обязанного лица) – организации;
9) получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
10) получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных; представлять государственным органам и организациям такие данные в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами;
11) на основании письменного запроса требовать от банков проведения идентификации держателей электронного кошелька и представления сведений обо всех его операциях с электронными деньгами, если держатель электронного кошелька предлагает неопределенному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права;
12) при проведении проверки проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество;
13) производить личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.
14) взыскивать неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
15) проводить мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов в порядке, установленном Налоговым кодексом;
16) вводить временное ограничение на снятие плательщиками (иными обязанными лицами), имеющими задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств с учета в компетентном органе;
17) приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;
18) проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
19) доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными законодательными актами;
20) требовать в ходе проведения проверки от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
21) создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);
22) вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;
23) проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций.
24) при проведении проверки использовать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
25) изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) оригиналы документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий;
26) в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;
27) осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган либо налоговым органом, а Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь – также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;
28) изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, кассовое оборудование для направления на техническое освидетельствование;
29) в случаях и порядке, установленных законодательством, при проведении проверки (за исключением камеральной) на срок, не превышающий срок проведения проверки, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование.[7, ст.81]
1.4 Обязанности субъектов налоговых правоотношений
Плательщик обязан:
1) уплачивать установленные
налоговым законодательством
2) стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом Республики Беларусь;
3) вести в установленном
порядке учет доходов (расходов)
и иных объектов
4) представлять в налоговый
орган по месту постановки
на учет в установленном
Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь