Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6
Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10
Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13
1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15
1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19
2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25
3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников…………………………………....39
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.[12, ст 13.6]
Основным нормативным актом, предусматривающим меры ответственности плательщиков за налоговые правонарушения, является Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2006г № 419 « О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений».
В зависимости от субъекта налоговые правонарушения, предусмотренные в Указе № 419, можно классифицировать на совершаемые:
В зависимости от объекта нарушения можно разделить на две группы:
Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.
Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
2 Принципы налоговой системы Республики Беларусь
Принципы налоговой системы, являясь частью ее структуры, опосредуют взаимосвязи между элементами налоговой системы.
В современной теории налогового права к принципам налогообложения относятся базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения, исходные направления, основные начала, определяющие суть налоговой системы.
В научной литературе уделяется достаточно много внимания формированию перечня принципов налоговой системы. Так, С.Г. Пепеляев делит принципы налогообложения на два вида: основные (вытекающие из принцип всеобщности начал социального, государственного и национального устройства) и принципы «связанного» характера ( не вытекающие из Конституции, но принятые в соответствии с ней и закрепленные в федеральных законах). Основные принципы налогообложения и сборов распространяются на налоговую систему в целом или на несколько ее элементов. Принципы, не относящиеся к основным, имеют значение для правового регулирования отдельных элементов налоговой системы. Основные принципы делятся на три группы. К первой группе относятся принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя: 1) принцип различной цели взимания налогов и сборов, 2) принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов; 3) принцип ограничения специализации налогов и сборов; 4) принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами; 5) принцип установления налоговых сборов в должной процедуре; 6) принцип ограничения форм налогового законотворчества. Ко второй группе относятся принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и налогоплательщиков: 1) принцип юридического равенства налогоплательщиков; 2) принцип всеобщности налогообложения, 3) принцип равного налогового бремени, 4) принцип соразмерности налогообложения. В третью группу входят принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма: 1) принцип единства налоговой политики, 2) принцип единства системы налогов, 3) принцип разделения налоговых полномочий.
А.В. Демин определяет принцип налогообложения как исходную идею, лежащую в основе налоговой системы государства. Кроме общих принципов налогообложения, автор выделяет специальные принципы, относящиеся к отдельным институтам налогового права. Специальные принципы делятся на процессуальные, принципы налоговой ответственности и принципы налогового учета.[9, с. 288-289]
Е.П. Кучерявенко различает четыре группы принципов: 1) принципы налогового права, 2) принципы построения налоговой системы, 3) принципы налога (налогообложения), 4) принципы налогового закона. Автор не раскрывает содержание первой группы принципов. В числе принципов налоговой системы он называет целостность, стабильность, справедливость, единообразие, единую цель, предел налогообложения, рациональное сочетание прямых и косвенных налогов, разделение налогов по уровням компетенции. К принципам налогообложения относятся: однократность налогообложения, установление наиболее важных налогов центральным органом власти, универсализация налога, научный смысл в формировании элементов налогового механизма, обязательность исполнения налогового обязательства, равенство, однозначность, взимание налогов в публичных интересах. К принципам налогового закона относятся: должная правовая процедура, верховенство общегосударственных налоговых законов, экономическая обоснованность налогов, доступность законов, налоговая оговорка.
Необходимо отметить, что вопрос наполнения процесса налогообложения основными началами и идеями остается открытым как в науке, так и в законодательстве, что предопределяет определенную самостоятельность того или иного автора в построении принципов налоговой системы, которая во многом является отображением его субъективных усмотрений.
С изменением социально-экономических отношений в обществе меняются как сами принципы, получившие отражение в законодательстве, так и область их действия. В каждый исторический период в общественном правосознании фиксируется определенный набор принципов, часть из которых воспринимается как необходимое условие правового состояния, в дополнение к которым формулируются новые принципы.
Историческую известность получили принципы налогообложения, разработанные А. Смитом (справедливости, определенности, удобства, экономичности). Вышеуказанные принципы, подвергнувшись определенной модификации, в настоящее время используются при построении налоговых систем практически всех стран мира.[14, с. 289-290]
Налоговому законодательству как части правовой системы демократического государства во все большей степени присущ принцип справедливости, который традиционно рассматривается в качестве важнейшего.
Принцип справедливости никогда не утратит своей актуальности, так же как никогда не будет достигнута всеобщая справедливость. Он меняется вместе с условиями жизни общества и содержит в качестве составляющих другие принципы, базирующиеся на менее абстрактных категориях.
Нормативное определение справедливости невозможно. Она может выражаться через разные категории и понятия, порой несовместимые. Справедливость чаще всего выражается через такие понятия, как равенство, соразмерность поступков, общепринятые нормы нравственности, стремление к поиску компромисса и т.д.
Основными принципами современной налоговой системы Республики Беларусь являются:
1) обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин;
2)равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;
3) определенность и однозначность налогового законодательства;
4) однократность налогообложения доходов;
5)соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов;
6) простота начисления налогов и удобство их уплаты;
7) стабильность налогов;
8) гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации;
9) принцип презумпции
толкования в пользу
10) принцип соразмерности;
11)принцип непридания налоговым законам обратной силы;
12) принцип единства налоговой системы;
13) принципом исчерпывающего перечня налогов;
14) принцип гласности;
15) принцип установления налога законом;
10) сочетание фискальных целей регулирования развития отраслей национальной экономики.[9, с.75]
Если говорить об обязательности уплаты налогов, то это означает, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается налогоплательщиком. Однако понятия «законно установленные» и «установленные законом» не являются равнозначными. Понятие «законно установленный» означает, что налог должен быть установлен юридически надлежащим образом в соответствии с законодательством, а «установленный законом» налог предполагает его юридическое провозглашение законодательным органом страны.
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Традиционно различают два основных аспекта этого признака: горизонтальный и вертикальный.
Законная форма налога предполагает высокую степень формальной определенности налоговой обязанности плательщика, в связи с чем особое внимание в научной литературе и в законодательстве уделяется принципу определенности налоговой обязанности. Налоговый кодекс признает обязательством обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину). Данными обстоятельствами являются существенные (обязательные) элементы налога, при отсутствии даже одного из которых налог не может считаться законно установленным и, соответственно, не должен взиматься.[14, с.295]
В Налоговом кодексе также предусмотрено, что налог считается установленным, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Исходя из принципа определенности, налог должен отвечать требованиям предельной конкретности и понятности, что в свою очередь, предполагает возможность знать, понять и усвоить содержание актов законодательства о налогах и сборах не только специалистам в области юриспруденции или экономики, но и рядовым налогоплательщикам.
Распространенной является ситуация, когда налогоплательщик знает содержание налогового акта, но в силу его нечеткости и непонятности неправильно его понимает и добросовестно заблуждается относительно своих обязанностей. Сложность налогового законодательства дополнительно «отягощается» для налогоплательщиков большими размерами санкций за налоговые и иные экономические правонарушения, к которым государство относится как регулярному, фактически налоговому источнику бюджетных поступлений.
В Налоговом кодексе закреплено право налогоплательщика на получение от налоговых и других уполномоченных государственных органов письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства. Тем самым на уровне закона признается, что налоговое законодательство может быть налогоплательщику непонятно, т.е. законодатель допускает затруднения налогоплательщика в правильном понимании смысла закона. В связи с этим в контексте взаимоотношений публичных и частных субъектов в вопросах налогообложения важным является принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства. [14, с.296]
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. Теоретически данный принцип хорошо иллюстрирует кривая Лаффера.
А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объема налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность не только текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их увеличения.
Важным принципом налогового законодательства является правило непридания налоговым законам обратной силы, которое является проявлением общего принципа непридания законам обратной силы, нашедшего свое отражение в Конституции Республики Беларусь: «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность». Смысл данного требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Свободное использование гражданами своих способностей и имущества для занятий предпринимательской деятельности основано на возможности заблаговременного анализа знаний осуществления такой деятельности.[14, с. 296]
Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь