Принципы налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6

Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10

Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13

1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15

1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19

2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25

3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников…………………………………....39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ФИН право.docx

— 107.92 Кб (Скачать файл)

Одним из современных принципов организации налоговой системы является принцип единства налоговой системы, необходимость которого обосновывается конституционными положениями о том, что территория Беларуси едина и неотчуждаема, а также проведением на территории Республики Беларусь единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики.

Некоторые авторы принцип единства налоговой системы дополняют принципом исчерпывающего перечня налогов. Установление исключительного перечня налогов и сборов является основой построения налоговой системы любого государства, а также осуществления полноценной кодификации налогового законодательства. Посредством этого перечня конкретный налоговый платеж определяется как токовой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.

Одним из важнейших принципов налоговой системы является принцип подвижности, сформулированный в конце XIX века немецким экономистом А. Вагнером, заключающийся  в том, что государство может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей. Более того, данный принцип предполагает такое конструирование налогов, когда в целях упрощения данной процедуры ставка налогов устанавливается в виде определенной «вилки», в рамках которой парламент мог бы ежегодно, исходя из складывающейся финансовой ситуации, устанавливать конкретную ставку на предстоящий бюджетный год.[15, с164]

В настоящее время на практике используется не просто принцип подвижности налогов, когда речь идет об изменении какого-либо конкретного налога, а принцип подвижности налоговой системы (определенный способностью последней реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние), когда в силу тех или иных соображений государство вводит либо, наоборот, отменяет те или иные виды налогов.

В качестве принципа построения налоговой системы надо сказать о принципе стабильности налогового законодательства, в соответствии с которым в законодательство о налогах и сборах не должны вноситься изменения в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до срока, первоначально установленного законодателем. В более длительной перспективе налоговая система должна оставаться постоянной и неизменной в течение достаточно длительного периода, вплоть до налоговой реформы. При этом проведение данных радикальных преобразований допустимо в исключительных случаях и в строго определенном порядке в контексте стимулирования предпринимательской деятельности.

Одним из основополагающих принципов налогообложения практически всех стран является принцип установления налога законом. Рассматриваемый правовой принцип имеет глубокие исторические корни.

Принцип установления налога законом, развивающий более общий принцип разделения властей, означает, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом.

В действующем законодательстве Республики Беларусь также закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения.

Налоговый кодекс закрепляет также два принципа, касающиеся установления налогов:

-не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности Республики  Беларусь, её территориальной целостности, политической и экономической  стабильности, в том числе нарушающих  единое экономическое пространство  Республики Беларусь, ограничивающих  свободное передвижение физических  лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах  территории Республики Беларусь  либо создающих в нарушение  конституции Республики Беларусь  и принятых в соответствии  с ней законодательных актов  иные препятствия для осуществления  предпринимательской и другой  деятельности организаций и физических  лиц, кроме запрещенной законодательными  актами;

-допускается установление  особых видов таможенных пошлин  либо дифференцированных ставок  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товаров  в соответствии с этим Кодексом  и таможенным законодательством.

Со вступлением в силу п.1 и 2 ст.2 Общей части Налогового Кодекса налоговая система Республики Беларусь приобретает еще два важных принципа:

-каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги, сборы (пошлины), по которым  это лицо признается плательщиком;

-ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины), а также установленными  этим Кодексом признаками налогов, сборов(пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные этим Кодексом  либо установленные в ином  порядке, чем это определено Конституцией  Республики Беларусь, Налоговым  кодексом , принятыми в соответствии  с ним законами, регулирующими  вопросы налогообложения, актами  Президента Республики Беларусь.[7, ст 2]

В юридической и экономической литературе называются и другие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и функционировать налоговая система: стабильность налоговой системы, экономичность, справедливость и т.п.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения. Различные исследователи по-разному видят эту систему.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь строится исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Структура налоговой системы Республики Беларусь

 

В структуру налоговой системы Республики Беларусь входят различные виды налогов. К ним относятся следующие виды, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь:

1. Подоходный налог с физических лиц. Плательщиками налога (налогоплательщиками)  признаются физические лица.

 Объектом налогообложения  подоходным налогом с физических  лиц признаются доходы, полученные  плательщиками:

- от источников в Республике  Беларусь и (или) от источников  за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых  налоговыми резидентами Республики  Беларусь;

- от источников в Республике  Беларусь - для физических лиц, не  признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.[7, ст. 152-153]

2.Налог на  прибыль.

Плательщиками налога на прибыль  признаются организации.

Объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с Налоговым кодексом, начисленные белорусскими организациями.

3. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее в настоящей главе - плательщики), признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.

3.Налог на  добавленную стоимость. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;

4) физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами, регулирующими взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

-  по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

- по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспеченного залогом обязательства;

- по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

- по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);

- по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

- по прочему выбытию товаров собственного производства, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в магазинах беспошлинной торговли, если при их приобретении в товарно-транспортных накладных была выделена ставка налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов в соответствии с Налоговым кодексом;

- по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.[7, ст.93]

4.Акцизы. Плательщиками являются:

-организации;

-индивидуальные предприниматели;

-физические лица, на которых  в соответствии с Налоговым  кодексом, Таможенным кодексом Республики  Беларусь и (или) актами Президента  Республики Беларусь возложена  обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров  на таможенную территорию Республики  Беларусь.

Организации и индивидуальные предприниматели при реализации подакцизных товаров плательщиками налогов признаются:

-по подакцизным товарам, переданным в аренду (финансовую  аренду (лизинг)) на таможенной территории  Республики Беларусь с правом  выкупа, - арендодатель (лизингодатель);

-по подакцизным товарам, переданным в аренду (финансовую  аренду (лизинг)) за пределами таможенной  территории Республики Беларусь, - арендатор (лизингополучатель), осуществивший  ввоз такого объекта аренды (финансовой  аренды (лизинга)) на таможенную территорию  Республики Беларусь.[7, ст 109-110]

Перечень подлежащей налогообложению продукции предусмотрен законом. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт;

2) алкогольная продукция;

3) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4) пиво, пивной коктейль;

5) слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов;

6) табачные изделия;

7) автомобильные бензины;

8) дизельное и биодизельное топливо;

9) судовое топливо;

10) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11) масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

12) микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые и др.

5. Налог на  недвижимость.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица.

По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями:

- в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у белорусских организаций, плательщиком признается организация, у которой эти капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находятся на балансе по условиям договора финансовой аренды (лизинга);

Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь