Принципы построения налогового механизма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогооблажения, а также определение основных направлений и механизма реализации налогооблажения в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России. Особую актуальность сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой системы и их взаимосвязи с налоговым механизмом.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность и принципы налога 5
1.2.Основные виды налогов 10
1.3 Элементы налога 16
1.4 Функции налогов 17
1.5 Классификация налогов 24
2.Соотношение налогов и иных обязательных платежей 27
3. Принципы построения налогового механизма в РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение                                                                                                             3

1. Социально-экономическая сущность и функции налогов

    1.1 Сущность и принципы налога                                                     5

    1.2.Основные виды налогов                                                               10                                                               

    1.3 Элементы налога                                                                           16   

    1.4 Функции налогов                                                                          17                                                                        

      1.5 Классификация налогов                                                                      24

2.Соотношение  налогов и иных обязательных  платежей                              27

3. Принципы построения  налогового механизма в РФ                                  33

Заключение                                                                                                         38

Список используемой литературы и нормативно-правовых актов              40 

 

      ВВЕДЕНИЕ. 

    Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный  и ценовой механизм.

    Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией”  финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

    Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

    Целью данной работы является изучение теоретических  аспектов налогооблажения, а также  определение основных направлений  и механизма реализации налогооблажения  в Российской Федерации.

    Важным  моментом видится рассмотрение налоговых  аспектов экономического роста в  России. Особую актуальность сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой системы и их взаимосвязи с налоговым механизмом.

    Поэтому в данной курсовой работе будут решены такие задачи: обеспечение государства  финансовыми ресурсами, и создание благоприятных условий для экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 

    1.1. Сущность и принципы налога. 

    В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

    В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

    Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  другие. За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

    Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

    К налогам также не относятся платежи  обязательного характера, взимаемые  в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

    В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые  в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве  обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение  в определение слов «платежи, взимаемые  в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина  «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями  высшей исполнительной власти. Иначе  говоря, от того, что обязанность  по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной  властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.1

    В других определениях можно встретить  указание на то, что налоги — это  платежи, взимаемые с юридических  и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться  не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода, их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.

    Налоги  – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты  соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

    Налоги  – гибкий инструмент воздействия  на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос  и предложение, регулировать количество денег в обращении.

    Как правило, налоги взимаются с целью  обеспечения платежеспособности различных  уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут  подлежать зачислению не только в  государственные (федеральные и  региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций.

    В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

    Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия  части стоимости национального  дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении.

    Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.2

    При формировании налоговой системы  исходят из ряда принципов:

    1.Виды  налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов имеют  силу закона.

    2.Сочетание  стабильности и гибкости налоговой  системы должны обеспечить соблюдение  экономических интересов участников  общественного производства. Правила  применения налогов должны быть  стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к. это позволяет  планировать деятельность

    3.Обязателен  механизм защиты от двойного  налогообложения. 

    4.Налоги  должны быть разделены по уровням  изъятия. 

    5.Ставки  налогообложения должны быть  едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

     6.Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило,  обязательна активная поддержка  предпринимательства. 

    7.Система  налогообложения должна быть  комплексной при умелом сочетании  разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой. 8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

      Налоги по способу взимания  бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством  непосредственно с доходов и  имущества налогоплательщиков. Объектом  налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

    Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов  на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются  предприятию для того, чтобы оно  удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству. 
В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок. 
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Информация о работе Принципы построения налогового механизма в РФ