Принципы построения налогового механизма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогооблажения, а также определение основных направлений и механизма реализации налогооблажения в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России. Особую актуальность сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой системы и их взаимосвязи с налоговым механизмом.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность и принципы налога 5
1.2.Основные виды налогов 10
1.3 Элементы налога 16
1.4 Функции налогов 17
1.5 Классификация налогов 24
2.Соотношение налогов и иных обязательных платежей 27
3. Принципы построения налогового механизма в РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

    9.Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

    10.Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источникам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятельности, чистая прибыль. 

    1.4. Функции налогов. 

    Роль  налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в  сравнительно более узких рамках. Функции налогов непосредственно  связаны с действием налогового права, с практической реализацией  его регулятивных свойств, а также  с его ролью и местом в правовой системе государства. В функциях налогов раскрывается их экономическая сущность, социальное назначение и историческая роль в развитии каждого государства. Конституция РФ закрепляет принцип законности установления налогов6. Развивается это положение в НК РФ, согласно которому каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Тем самым налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами. В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т. д.).

    Функции налогов не просто отражают воздействие  правовых механизмов на финансовую сферу, но и активно влияют на упорядочение налоговых отношений, регулируют их, приобретая тем самым динамизм. Вместе с тем необходимым признаком  функций налогов выступает стабильность, непрерывность и длительность их действия. В этом смысле функции  налогов являются постоянными, что  не исключает изменения правового  механизма и форм их реализации в  зависимости от потребностей государства.

    Функции налогов выражают наиболее существенные, главные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на достижение конкретных задач, стоящих  перед налоговым правом на данном этапе его развития. В современных  условиях Российской Федерации налоговое  право призвано обеспечить пополнение государственной казны, осуществляя  при этом регулирование экономического развития государства.

    Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой  и сегодня функцией налогов выступает  фискальная. Сущность ее заключается  в обеспечении государства или  муниципальных образований финансовыми  средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

    С момента возникновения государства  на него было возложено решение множества  задач, направленных на обеспечение  жизнедеятельности человеческого  общества. Выполнение возложенных функций  всегда требовало существенных финансовых средств, аккумулировать которые можно  было только преимущественно с помощью  налогообложения. Классик экономической  мысли и политики налогов А. Смит отмечал, что «при системе естественной свободы (имеется в виду ситуация, при которой государство не руководит  деятельностью отдельных граждан) на всяком правительстве лежит три  обязанности. Первая обязанность —  защищать общество от всякого насилия  и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность  — охранять по возможности каждого  члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого  другого члена общества, то есть обязанность установить строгое  правосудие. Наконец, третья обязанность  — устанавливать и содержать  общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам».

    По  мере развития государств менялись их типы, формы устройства и политические режимы, но неизменным оставался основной способ пополнения государственной  казны — взимание налогов. Формирование основной массы доходов бюджетной  системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства  в качестве крупнейшего экономического субъекта.

    В Российской Федерации налоги составляют основную долю в доходной части федерального бюджета. Налоги взимаются в целях  финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных  образований. Такой подход законодателя основан на исторических российских традициях понимания сущности налога. Так, известный исследователь налогового права А. А. Исаев отмечал, что  «налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства  и единиц самоуправления.7

    Своеобразным  дополнением фискальной функции  налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование  производства или потребления определенных видов товаров, работ или услуг. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый  механизм. В отличие от фискальной регулирующая функция не возникла одновременно с появлением налогов. Она появилась  после развития у государства  социальной функции как специфический  «противовес» безвозмездного изъятия  налогов. В конце XIX в. известный русский финансист С. И. Иловайский отмечал, что все чаще и чаще введение тех или иных налогов диктуется не только фискальными интересами государства, но и достижением определенных целей в стимулировании экономического роста, снятии социальной напряженности, улучшении качества жизни населения страны. Современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желании воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т. д. Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на развитие экономической, социальной и демографической политики государства. Будучи заинтересованной в поддержке отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз легковых иностранных автомобилей. Из общей суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели, сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов, и т. д.

    Посредством налогообложения государство может  регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, например, на инвестиционный климат путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо стимулируя его приток посредством  освобождения от налогообложения. Для  Российской Федерации важное значение имеет унификация тех налогов, сфера действия которых выходит за границы нашего государства.

    Совершенство  налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения  на товар или услугу. Продавцы перекладывают  уплату налогов на покупателей, когда  спрос неэластичен. Если неэластично  предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

    Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа  увеличения налоговых поступлений  в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых  взимается налог; повышение налоговых  ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить  инфляцию, но в то же время столь  низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

    Предельный  уровень налогообложения определяется по следующим признакам:

    1) если при очередном повышении  налоговой ставки поступления  в бюджет растут непропорционально  медленно или сокращаются; 

    2) если снижаются темпы экономического  роста, уменьшаются долгосрочные  вложения капитала, ухудшается материальное  положение населения; 

    3) если растет “теневая” экономика,  т.е. скрытое или явное уклонение  от налогов. 

    В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например: освобождение от налога на ряд лет; снижение ставок налогов; вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство; установление скидок при образовании разных фондов; возврат ранее уплаченных налогов; налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум; изъятие определенных элементов из обложения; освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

    В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность  в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также  штрафа в размере той же суммы  и пени в размере одной трехсотой  части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

    Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который  смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость  и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

    Для предприятий малого бизнеса, организаций  розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для  всех, кто оказывает платные услуги, возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

    Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности физических и юридических  лиц, контролирует источники их доходов  и направления расходов, а также  обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков. Контрольная функция налогов  является частной разновидностью охранительной  функции финансового права и  налогового — как его подотрасли.

    Одна  из важных задач налогового контроля — проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении  контрольной функции проявляется  через деятельность налоговых органов. Каждая функция показывает, каким  образом реализуется публичное  назначение налогов, но все функции налогов действуют в системном единстве. В процессе правового регулирования налоговых отношений они взаимосвязаны, взаимодействуют и нередко взаимопроникают, отражая специфику финансово-правового воздействия на налоговую сферу. 

    1.5. Классификация налогов. 

    По  способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

    Первый  вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм); на социальное страхование  и на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

    Второй  вид - налоги на товары и услуги: налог  с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Информация о работе Принципы построения налогового механизма в РФ