Принципы построения налогового механизма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогооблажения, а также определение основных направлений и механизма реализации налогооблажения в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России. Особую актуальность сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой системы и их взаимосвязи с налоговым механизмом.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность и принципы налога 5
1.2.Основные виды налогов 10
1.3 Элементы налога 16
1.4 Функции налогов 17
1.5 Классификация налогов 24
2.Соотношение налогов и иных обязательных платежей 27
3. Принципы построения налогового механизма в РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

    Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

    Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный  бюджет РФ.

    По  характеру начисления на объект обложения  налоги и, соответственно, налоговые  системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

    При прогрессивном налогообложении  ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими  словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном  по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

    Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

    Регрессивный  налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

    Пропорциональный  налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

    Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных  налоговых льгот, устанавливаемых  государством, которые могут оказывать  существенное влияние на процесс  воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

    Политика  ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных  отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким  образом, сокращаются сроки окупаемости  оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя  такую политику, государство тем  самым отказывается от определенного  дохода в виде части налога на прибыль  в пользу увеличения степени конкурентоспособности  национальной экономики.

    Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  отсрочку по уплате части налоговых  платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. 
 
 
 
 

    2. СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. 

    Налоги  необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Ранее действовавшее  налоговое законодательство не проводило  четкого разграничения названных  понятий. Это обстоятельство затушевывало юридическую природу того или  иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной  практике. В налоговом законодательстве зарубежных стран эти категории  строго разграничиваются. Например, французское  налоговое законодательство определяет, что пошлина взыскивается государством без установления определенного  соотношения со стоимостью оказанных  услуг. При установлении сбора фиксируется  пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставляемых  плательщику государственными органами.

    Правовые  режимы установления и взимания сборов, пошлин или иных обязательных взносов  всегда были и остаются объектами  научного изучения.

    Юридические содержания налогов и сборов не являются тождественными.

    Одно  из существенных различий между ними — признак возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику  какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие  от налогов сборы взимаются в  обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

    Несмотря  на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция  РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 75 Конституции РФ указывается  на «установление общих принципов  налогообложения и сборов».

    Сбор  — это обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Законодательно  установленное определение сбора  показывает, что в его cодержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий. В Российской Федерации действует специальный Закон «О государственной пошлине»8, согласно ст. 1 которого государственная пошлина обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. К сожалению, законодательное закрепление дефиниции «сбор» не дало ответа на многие вопросы относительно отграничения налогов от иных обязательных платежей. Отсутствие четких критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что до сих пор в российской налоговой системе присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе. На данное обстоятельство справедливо обращено внимание Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Арбитражный Суд РФ обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленным в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного правового анализа акцизы, таможенные пошлины, ряд экологических налогов. Главная причина смешения формы и содержания налоговых платежей — в несоответствии системы налогов и сборов, установленной Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»9, ряду основных категорий НК РФ, прежде всего дефинициям налога и сбора, закрепленным в ст. 8.

    Основным  условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в  отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства  юридически значимых действий. Под  юридически значимыми действиями следует  понимать разновидность юридических  фактов — закрепленные в гипотезах  правовых норм конкретные жизненные  обстоятельства, наступление которых  влечет юридические последствия  в виде возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям  также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

    Анализ  законодательства о налогах и  сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика  каким-либо естественным правом, имеющим  в силу закона ограниченный режим  обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным  законом в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства10.

    Положения названной конституционной нормы  применимы и в сфере Формирования государственных доходов. Государство  может использовать определенные ограничения  прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств  в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

    1) установления государственной монополии  на производство определенных  видов товаров, выполнение работ,  оказание услуг и, следовательно,  исключения свободного доступа  иных субъектов в эти сферы  деятельности;

    2) предоставления на возмездной  основе отдельным частным субъектам  права заниматься деятельностью,  отнесенной к монополии государства.

    Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью  частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак  характеризует сборы и пошлины  как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным  правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству  за пользование государственным  имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к  судебному рассмотрению, регистрация  актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

    Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части  денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве  случаев не в состоянии полностью  оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости например, правосудие или нотариальные действия. Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11 Закона «О Государственной границе»11 установила сбор за пограничное оформление, правомерность которого подтверждена Конституционным Судом РФ. Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

    К общим относятся:

    - обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

    - адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

    - изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

    - возможность принудительного способа изъятия;

    - осуществление контроля единой системой налоговых органов.

    В то же время, несмотря на некоторые  одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга  по следующим юридическим характеристикам.

    1.По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

    2.По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

    3.По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

    4.По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

Информация о работе Принципы построения налогового механизма в РФ