Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Происхождение права - это тема моей контрольной работы. Я выбрал эту тему, так как считаю, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Есть много версий и много теорий о том, когда же возникло право. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
5
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15

Файлы: 1 файл

право 1 вопрос.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра: «Гуманитарного образования и социологии»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:  «Правоведение»

 

на тему: «Происхождение права»

 

 

 

 

Выполнил студент:

группы:  68-02В

Ахмадеев Р.Р.

Проверил: к.фил.н., доцент

Сабаева Эльвира  Кутдусовна

 

 

 

 

Альметьевск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

5

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15


 

 

Введение

 

На протяжении всей истории существования права  так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное  явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость»).

Происхождение права - это тема моей контрольной работы. Я выбрал эту тему, так как считаю, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Есть много версий и много теорий о том, когда же возникло право. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

Возникновение права происходит практически одновременно с возникновением государства, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с  тем, у разных народов и в разные времена правообразование имело  свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, которые участвуют в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Зарождение права, как и возникновение государства занимало большой промежуток времени, и испытывало различные внешние и внутренние влияния. Поэтому не может быть одной универсальной схемы происхождения права у разных народов.

Общечеловеческое  предназначение права состоит в  том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества.

Изучение процесса происхождения права позволяет  глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и в настоящее  время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении  процесса происхождения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Своей задачей  я не ставлю поддержать или опровергнуть ту или иную теорию, просто я попытаюсь  в объеме данного реферата рассказать о наиболее известных направлениях возникновения права.

 

1.  Понятие и признаки права

 

В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к цивилизации явно проявилась необходимость установления и поддержания единого порядка отношений внутри новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию в условиях его имущественного и социального расслоения, а также необходимость развития отношений с внешним миром, ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало позитивное право как особый вид социальных норм.

Чем же отличается право от обычаев родового строя и других видов социальной и технической регуляции?

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных  свойств права является его тесная связь с государством.

Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания общеобязательных законов либо санкционирования устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений.

Правовые нормы  не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Применение, реализация правовых норм в случае необходимости  обеспечивается государственным принуждением. Для этого существует специальный  аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.

Связь права  с государством выражается также  и в системе воспитания населения  в духе уважения к законам, в различных  государственных поощрениях за успехи в исполнении законов и т. п.

Наряду с  правом в классовом обществе действуют  другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и  предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право  представляет собой единственную систему  норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы. Например, обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны только для их членов. Религиозные предписания, обряды и ритуалы не идентичны для лиц разного вероисповедания.

Во-вторых, право  обеспечивается и защищается государством, а все иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то только если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, право  устанавливается или санкционируется  государством, а все другие социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения (мораль, обычаи, традиции), либо вырабатываются общественными организациями.

В-четвертых, нормы  права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, судебных решениях и т. п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей. Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, т. е. не образуют единой системы, менее детализированы.

Поскольку каждое государство обладает самостоятельностью и высшей властью на своей территории (суверенитетом), то право выступает  прежде всего как индивидуальная система права каждого государства. Различия между национальными правовыми  системами могут быть очень значительными. Например, право Франции, наиболее передовой страны капитализма в XIX в., значительно отличалось от права Австрии, Германии, России, где сохранялись феодальные пережитки, консервативные традиции.

Однако правовые системы отдельных государств, испытывая влияние общих экономических и культурных закономерностей, образуют в ходе длительного исторического развития определенные группы, или «семьи», правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская группы правовых систем в Европе, традиционные системы мусульманского, индусского права, сложившиеся в странах Азии.

Таким образом, позитивное право во всяком обществе выступает прежде всего в виде системы норм, установленных или  санкционированных государством.

 

    1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

 

Право как особая система юридических норм и связанных  с ними правовых отношений возникает  в истории общества в силу тех  же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения государства  и права идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Основоположники марксизма отстаивали зависимость  права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. «Как политическое, так и гражданское  законодательство, — писал К. Маркс, — только выражает, протоколирует требования экономических отношений». История цивилизации в целом подтверждает такой вывод. Это не означает, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику. Право закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения (право собственности, имущественные обязательства, организацию труда и т. п.). Однако свое обратное воздействие на экономику право может оказывать лишь в пределах объективных законов ее развития. Правовое регулирование имущественных отношений, подчиняясь общим закономерностям, отражает и конкретные условия становления первых цивилизаций Старого и Нового Света в период античности и феодализма. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематичное изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые  обычаи регулирования было создание общего порядка отношений между  людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства — скотоводства и земледелия. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Поэтому становление нового порядка у земледельческих племен началось с создания новой религии, объединявшей родовые общины. Естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца. Она известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии,  Индии, долины Нила, а также у индейских племен Месоамерики и Горного Перу. Принятие новой веры в Солнце как высшее божество содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями и тотемистскими верованиями отдельных родов, а отсюда и упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы — носители новой религии, владевшие передовыми для того времени знаниями о движении небесных тел, выработали представления о временах года (и об исчислении времени вообще), воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливавших цикличность сельскохозяйственных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, где в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии сосредоточивалось вполне земное руководство общими ирригационными работами. Такое значение имели агрокалендари Шумера и Аккада, Древнего Египта, первых государств майя и инков. В Древней Греции и Древнем Риме, у славянских народов, кельтов и германцев, где не было развито поливное земледелие и сельскохозяйственные работы оставались делом сельской общины, календарь природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления». Тем не менее религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получили своеобразное обычно-правовое значение.

Обычаи, сложившиеся  в период становления древних цивилизаций, освящаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из важнейших источников права (обычное право, или правовой обычай). В них еще сохранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий и обязанности низших.

Правовые обычаи содействовали укреплению царской власти, утверждая ее божественное происхождение и устанавливая «страшную» кару за бунт, покушение на правителей и чиновников. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных сводов законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»).

Информация о работе Происхождение права