Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.
Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность налогов и налоговой системы……………………………….....5
2. Принципы налоговой системы Украины……………………………………………..7
3. Система налогообложения Украины………………………………………………….9
4. Пути реформирования налоговой системы Украины……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность налогов и налоговой
системы……………………………….....5
2. Принципы налоговой системы Украины……………………………………………..7
3. Система налогообложения Украины………………………………………………….9
4. Пути реформирования налоговой системы Украины……………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Налоговая система
- это совокупность налогов,
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются
преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе
налоги — основная форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции
налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса. Налоги известны давным-давно,
еще на заре человеческой цивилизации.
Их появление связано с самыми первыми
общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов
можно выделить три крупных этапа. На начальном
этапе развития от древнего мира до начала
средних веков государство не имеет финансового
аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств,
которую желает получить, а сбор налогов
поручает городу или общине. Очень часто
оно прибегает к помощи откупщиков. На
втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране
возникает сеть государственных учреждений,
в том числе финансовых, и государство
берет часть функций на себя: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом
сбора налогов, определяет этот процесс
более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще
очень велика. И, наконец, третий, современный,
этап - государство берет в свои руки все
функции установления и взимания налогов,
ибо правила обложения успели выработаться.
Региональные органы власти, местные общины
играют роль помощников государства, имея
ту или иную степень самостоятельности.
В развитии форм и методов взимания налогов
можно выделить три крупных этапа. На начальном
этапе развития от древнего мира до начала
средних веков государство не имеет финансового
аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств,
которую желает получить, а сбор налогов
поручает городу или общине. Очень часто
оно прибегает к помощи откупщиков. На
втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране
возникает сеть государственных учреждений,
в том числе финансовых, и государство
берет часть функций на себя: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом
сбора налогов, определяет этот процесс
более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще
очень велика. И, наконец, третий, современный,
этап - государство берет в свои руки все
функции установления и взимания налогов,
ибо правила обложения успели выработаться.
Региональные органы власти, местные общины
играют роль помощников государства, имея
ту или иную степень самостоятельности.
Система налогообложения Украины представляет
собой совокупность налогов, сборов, других
обязательных платежей в бюджет и взносов
в государственные целевые фонды, взимаемые
в установленном порядке. Ее сегодняшнее
состояние можно охарактеризовать как
создание основ.
Осуществляя воздействие на экономику,
государство, как правило, преследует
следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого
экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные
товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного
населения;
• обеспечение определенного минимального
уровня доходов населения;
• создание системы социальной защищенности
граждан, в первую очередь пенсионеров,
инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической
деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически
невозможно. Найти сбалансированное соотношение
— это и есть главное в экономической
политике государства.
Основным инструментом государственного
регулирования является налоговая политика
и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
При помощи сугубо экономических регуляторов,
свойственных рыночному хозяйству: налогообложения,
кредитования, инвестирования, государство
побуждает принимать желаемые варианты
хозяйственной деятельности, удовлетворяющие
общественные потребности.
Через налоги, льготы и финансовые санкции,
а также обязанности и ответственность,
выступающие неотъемлемой частью системы
налогообложения, государство предъявляет
единые требования к эффективному ведению
хозяйства в Украине.
Актуальность темы исследования определяется тем, что для дальнейшего совершенствования налоговой российской системы большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта в области налогообложения и налогового администрирования. Проблемы налогообложения Российской Федерации и Украины схожи.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с налогообложением в Украине.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы украинского законодательства, составляющие основу правового регулирования налогообложения Украины. Основу указанного правового регулирования составляют такие нормативные акты, как Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010г., Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 09.0.2006г., Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997г., Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.11.1994
Целью исследования является комплексное исследование правовых проблем, связанных с налогообложением Украины, выявление сходств и различий налоговых систем России и Украины а также выработка на основе результатов исследования предложений по совершенствованию действующего законодательства Украины.
Для достижения поставленной цели в процессе осуществления комплексного исследования решаются следующие задачи:
Методологической основой работы являются общенаучные и частнонаучные методы: системно-структурный, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой.
Теоретической базой работы являются труды российских ученых правоведов по общей теории права, хозяйственному, гражданскому, финансовому праву: Кучерявенко Н.П., Лаврушина О.И., Головко Л.С., Литовских А.М., Шевченко И.К., и других авторов.
Данное исследование основано на широком круге нормативных источников. В процессе написания настоящей работы была использована арбитражная практика,
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование наиболее важных, занимающих центральное место в законодательстве Украины проблем правового регулирования налогообложения.
1. Понятие и сущность налогов и налоговой
системы.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
* работники, своим
трудом, создающие материальные
и нематериальные блага и
* хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых
взносов, сборов, пошлин и других платежей
формируются ф. ресурсы государства.
Поэтому экономическое
Налоговая система представляет собой совокупность разных видов взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, носящих налоговый характер, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов; прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.
Налоговая система - это наиболее важная составная часть бюджетного механизма без которой государство не сможет эффективно влиять на экономические и социальные процессы. Переход на рыночные формы хозяйствования послужил основанием для преобразования существовавшей до этого времени налоговой системы.
Налоговую систему можно определить как совокупность элементов:
а) налогов и сборов, взимаемых государством;
б) принципов, форм и методов их установления;
в) форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов и субъектов хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом ведения хозяйственно-экономической деятельности, но и особенностями налогового регулирования:
* государственный сектор;
* коммерческий сектор
(частные фирмы, корпорации, общества
с ограниченной
* финансовый сектор (банки, страховые общества, ф. компании, биржи);
* население.
Однако, изучая пути становления налоговой системы в различных странах мира, можно определить основные факторы, влияющие на ее структуру1:
* уровень экономического развития (развития производительных сил);
* общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
* господствующая в
обществе экономическая
* государственное устройство
стран (федеративное или
Поскольку государство воздействует на экономику и формирует свои доходы посредством налогов и сборов, то классификация налогов на небольшие группы позволяет применить научный подход при решении той или иной задачи.
Существуют два вида налоговой системы - шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
Что касается глобальной налоговой системы, то в ней все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.
По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: на доходы физических лиц, на прибыль организаций.
Налоговую систему формируют и специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать специальные налоги, и освобождать от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогов при выполнении соглашений о разделе продукции.
Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физических лиц (налог на доходы физических лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физических лиц (транспортный налог и др.).
По объекту налогообложения налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физических лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физ. лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).
По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.
Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:
* налоги, относимые на
издержки производства и
* налоги, включаемые в
продажную цену продукции (
* налоги, относимые в дебет счетов «Продажи» и «Прочие доходы и расходы» (до налогообложениия прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);
* налоги на прибыль
и за счет прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия (
Налоговая система государства
управляется налоговой
2. Принципы налоговой системы Украины
Прежде всего, необходимо отметить необходимость появления налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Украины