Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.
Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность налогов и налоговой системы……………………………….....5
2. Принципы налоговой системы Украины……………………………………………..7
3. Система налогообложения Украины………………………………………………….9
4. Пути реформирования налоговой системы Украины……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……
Налогообложение представляет собой систему перераспределения доходов между юридическими или физическими лицами с одной стороны и государством с другой, а налоги являются обязательными платежами в бюджет, взимаемыми государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшей составной частью финансовой политики государства в современных условиях.
Главные принципы налогообложения
- это равномерность и определенн
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему :
1) Граждане государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и остальным субъектам.
3) Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4) Каждый налог должен
быть устроен так, чтобы
Сегодня принципы, предложенные Адамом Смитом, расширены и дополнены в соответствии с потребностями нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4) Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5) Налоговая система
должна быть гибкой и легко
адаптируемой к меняющимся
6) Налоговая система
должна обеспечивать
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - ”налоговое право”. Совокупность нормативных актов образует налоговое законодательство.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - когда
объект налога дифференцирован
на группы по определенному
признаку. Перечень этих групп
и их признаки заносится в
специальные справочники. Для
каждой группы установлена инди
2) на основе декларации.
Декларация -- документ, в котором
плательщик налога приводит
3) у источника. Этот
налог вносится лицом,
3. Система налогообложения Украины
К сожалению, о целостной
налоговой системе на Украине
говорить не имеет смысла, не говоря
уже о привязке к механизму
кредитования и бюджетного регулирования.
Совершенствование налоговой
Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период.
Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.
В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.
Однако спад производства
и углубление кризиса платежей на
фоне попыток развертывания
Основной целью реформирования
системы налогообложения
Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие мероприятия в области налогообложения:
1 содействие принятию “налогового кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени на различные категории плательщиков с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам налогов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;
2 снижение налогового
бремени путем постепенного
3 совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства;
4 отмена картотеки
и закрепление права
Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.
Ряд принципов, характеризующих
как налогообложение в целом,
так затем и систему
Принципы построения и назначения налоговой системы Ураины закреплены в Законе Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения”
1) стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - предполагает введение льгот по налогообложению прибыли, направленной на развитие производства (или - формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности);
2) обязательность - введение
норм уплаты налогов и др. обязательных
платежей, определенных на основе
достоверных данных, и установление
ответственности плательщиков
3) равнозначность и пропорциональность - обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равную прибыль и пропорционально больших налогов и сборов - на большие доходы;
4) равенство, недопущение
каких-либо проявлений
5) социальная справедливость
- обеспечение социальной
6) стабильность - предполагает
неизменность основных
7) экономическая обоснованность
- предполагает установление
8) равномерность уплаты
- установление таких сроков
9) компетенция - установление и отмена налогов является прерогативой ВРУ и советов соответствующих уровней;
10) единый подход - предполагает
обеспечение единого подхода
к разработке налогового
11) доступность - удобство для плательщиков норм налогового законодательства.
К вышеперечисленным традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, можно добавить и несколько более узких, используемых в Украине правил:
- налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимуму;
- исключение двойного
- порядок взимания налогов
- обсуждение проектов, законов
о налогообложении должно
Налог можно выделить с одной стороны и как простейшее отношение в сфере государственных финансов. Вместе с тем, налог - универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой развитой экономической системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится преобладающей.
Анализ налогов как исходной категории дает правильный ориентир для познания структуры финансовых отношений, рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с объективным ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.
Посредством налогов
государство изымает часть
Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.
В современной экономической литературе также существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории.
Относительно общий
подход при характеристике налога сохраняет
и действующее
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Украины