Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.
Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность налогов и налоговой системы……………………………….....5
2. Принципы налоговой системы Украины……………………………………………..7
3. Система налогообложения Украины………………………………………………….9
4. Пути реформирования налоговой системы Украины……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……
Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки :
* вид платежа, регулируемый
актом компетентного органа
* сумма, изымаемая
с помощью налогового
* нецелевой характер налогового платежа - означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;
* индивидуальная безвозмездность или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;
* безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;
* обязательный характер налога - предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.
Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины:
a) по отношению к
бюджетному устройству
I) общегосударственные - налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие на всей территории страны;
II) местные - налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории.
b) в зависимости от канала поступления:
I) государственные - налоги, поступающие полностью в государственный бюджет;
II) местные - налоги, поступающие в местные бюджеты;
III) смешанные - налоги, часть которых вносится в государственный бюджет, а часть в местные бюджеты;
IV) внебюджетные - налоги, из которых формируются внебюджетные целевые фонды.
c) по отношению к
системе ценообразования (или
- в зависимости от учета
I) налоги, включаемые в себестоимость продукции;
II) налоги, финансируемые за счет прибыли;
III) налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).
d) в зависимости от характера ставок налогов:
I) пропорциональные налоги - характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения;
II) прогрессивные налоги - это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода;
III) регрессивные налоги - при этих налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании самого дохода.
e) по отношению к субъекту налогообложения:
I) налоги с юридических лиц;
II) налоги с физических лиц;
III) смешанные - налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения и юридических и физических лиц.
f) в зависимости от объекта обложения:
I) прямые - налоги, устанавливаемые на доходы и имущество юридических и физических лиц, которые непосредственно осуществляют их уплату. Они, в свою очередь, подразделяются на:
а) личные - налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода учитывающие платежеспособность плательщика;
б) реальные (от англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с имущества. В их основе лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.
II) косвенные (налоги на потребление) - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара, а реальным - потребитель товара.
g) в зависимости от характера использования:
I) общие - налоги, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги);
II) специальные (или целевые) - налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов.
Содержание каждого вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога - это определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.
В Украине к ним относятся:
- субъект налогообложения (плательщик);
- объект налогообложения;
- единица налогообложения;
- налоговая ставка;
- источник налога;
- налоговые льготы.
Исходя из Закона Украины “О системе налогообложения” , налоги выполняют следующие функции (они являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках):
1. фискальная - важнейшая функция налогов. Ее основное назначение - наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции - т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.
2. регулирующая - своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование - это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:
- установлении и изменении системы налогообложения;
- определении налоговых ставок и их дифференциации;
- предоставлении налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых субъекту хозяйствования, и его конкретными хозяйственными акциями.
3. распределительная
- представляет своеобразное
4. стимулирующая - создает
ориентиры для развития или
свертывания производства и
5. контрольная - реализуется
в ходе налогообложения при
регламентации государством
Указанное разграничение функций налоговой системы, как правило, носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
4. Пути реформирования налоговой системы Украины
Достижение главной цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.
Для достижения вышеуказанного в контексте украинской современности нужно привести систему налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.
Сегодня среди общего
количества налогоплательщиков есть немало
таких потенциальных
Определяющим фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.
Реализация налоговой политики в Украине на современном этапе имеет исключительное значение. Во-первых, она должна обеспечить эффективное функционирование экономики государства, создав в Украине стабильную налоговую систему, которая давала бы возможность государству получать своевременно и в полном объеме поступления всех надлежащих платежей в бюджеты всех уровней. Во-вторых, благодаря реализации налоговой политики должны быть обеспечены справедливый подход ко всем категориям плательщиков налогов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение всех препятствий для развития их хозяйственной деятельности, а также создание условий для последующей интеграции Украины в мировое содружество.
Государство должно обеспечить налогоплательщикам такие условия, при которых они будут доверять ему и добровольно будут платить установленные законодательством налоги, сборы и обязательные платежи, а государственная налоговая служба должна стать высокопрофессиональной, информационно-развитой и максимально автоматизированной службой, которой будет доверять общество. Мы должны достичь максимального уменьшения влияния человеческого фактора на принятие решений, минимального вмешательства работников государственной налоговой службы в хозяйственную деятельность субъектов ведения хозяйства, создать и внедрить современные информационно-аналитические системы, обеспечить инструктаж налогоплательщиков, прозрачные формы и методы их обслуживания.
Для решения всех отмеченных
проблем в налогообложении
Анализ действующего законодательства Украины по вопросам налогообложения свидетельствует о наличии в нем коллизионных норм, которые приводят к неоднозначному их толкованию, и, как следствие, на практике очень часто возникают спорные ситуации между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы. Наличие пробелов в законодательстве дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения. Комплексно эти проблемы можно решить лишь при условии системных подходов к их устранению, и в первую очередь путем законодательного урегулирования вопросов налогообложения, и при наличии адекватных условий администрирования налогов, что даст возможность избежать подобных неконтролируемых ситуаций в дальнейшем.
Поэтому при реформировании
налоговой системы Украины
Необходимо как можно быстрее провести комплексную реформу налоговой системы, которая должна стать всеобъемлющей, равномерной и справедливой ко всем налогоплательщикам.
При этом ключевыми мероприятиями должны быть внедрение единых справедливых подходов к налогообложению для всех налогоплательщиков, последовательное сокращение льгот и привилегий и привлечения к налогообложению всех хозяйствующих субъектов, снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, усовершенствование специальных режимов налогообложения, в частности, системы фискальной поддержки субъектов малого бизнеса, а также проведения гармонизации национального налогового законодательства с нормами законодательства ЕС и требованиями ВТО.
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Украины