Совершенствования организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.
Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)
1. Рассмотреть понятие, формы и методы проведения налоговых проверок
2. Изучить особенности проведения камеральной и выездных налоговых проверок
3. Рассмотреть систему дополнительных мероприятий налогового контроля
4. Изучить систему организации и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

Файлы: 1 файл

Куликовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

- привлекать для проведения  налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании  или приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления  определенных видов деятельности;

- предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды  иски о взыскании налоговых  санкций с лиц, допустивших  нарушения законов о налогах,  иски о ликвидации организации  любой организационно-правовой формы  по основаниям, в соответствии  с законодательством РФ, иски о взысканий задолженностей по налогам и сборам, пеням и штрафам в соответствии с гражданским законодательством РФ и др.[ 2,стр 45]

Качественное осуществление налоговых  проверок обеспечивается созданием  четкой системы управления, построенной  по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, республиканского областного, краевого и районного уровня. Центральными органами управления в системе налогообложения являются Минфин РФ и входящая в его состав Налоговая служба РФ, а в системе таможенного регулирования — Минэкономразвития и торговли РФ и входящая в его состав Таможенная служба РФ.

Инспекции субъектов РФ составляют второй уровень системы. К третьему уровню относят государственные  налоговые инспекции (ГНИ) городов  областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения. Третье звено является главным, обеспечивающим практический сбор налогов.

Система управления налогообложением РФ построена таким образом, что  каждое управление в составе Центрального аппарата налоговой службы РФ специализируется на одном из видов налогообложении и решает задачи анализа практики применения действующего законодательства, разработки концепции налоговой политики в своем секторе, участия в подготовке законодательных актов, разработки инструктивного материала и методических рекомендаций, организации контрольных проверок и т. д.

Ряд управлений, например, юридическое, административного и финансового  обеспечения, управление делами осуществляют вспомогательные функции.

Как видно из структуры Налоговой  службы РФ, ее управления и отделы настолько  узко направлены, что занимаются контролем, анализом и разработкой концепций  по одному-двум видам налогов. Служба насчитывает несколько сотен  служащих, особенно начальников управлений и отделов и по сути является сложной бюрократической системой, В условиях компьютеризации процессов сбора, обработки, хранения и планирования процессов налогообложения службу можно значительно упростить и сделать достаточно эффективной и работоспособной, состоящей структурно из четырех отделов: расчетного, аналитического, планирующего, административного.

На налоговые  инспекции субъектов РФ возлагаются  задачи:

- организации работы нижестоящих  налоговых инспекций по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- обобщения и анализа отчетов  нижестоящих инспекций о проделанной  ими работе;

- подготовки методических рекомендаций  по совершенствованию системы  налогового контроля;

- введения в налоговую практику  передового опыта;

- проведения мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.

Налоговые инспекции Налоговой  службы России, занимающие третий уровень  системы, выполняют основную роль и  нагрузку по контролю за исполнением  налогового законодательства. Они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность исчисления ими налогов и сборов, поступление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, контроль за своевременностью предоставления бухгалтерских отчетов и деклараций, составление аналитических отчетов и др.

В соответствии с налоговым законодательством  установлено ограничение: проверкой  могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика. Если у налоговых органов при  проведении камеральных или выездных проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика в иные сроки, то налоговый орган имеет право истребования документов, подтверждающих деятельность, в том числе путем проведения встречной проверки. Однако законом запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, уплаченным или подлежащим уплате за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

Таможенные органы имеют право  проведения камеральных и выездных проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ. [3, 192]

 

 

1.2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ  НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 

Основными Формами организации налогового контроля выступают камеральные и выездные проверки.

Особенности осуществления камеральной  налоговой  проверки сводятся к следующему. Каждое предприятие обязано к  установленному сроку представить  налоговому органу бухгалтерский отчет  и налоговые расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор проверяет, все ли необходимые приложения к бухгалтерскому отчету, а также налоговые расчеты представлены. затем он проверяет правильность заполнения этих документов, увязку данных, указанных во всех формах отчетности, в том числе налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины отклонений между ними, обоснованность применения предприятием налоговых льгот, ставок налогов и т.п. В соответствующих графах налоговых расчетов инспектор проставляет цифровые данные полученные в результате камеральной проверки. Если они расходятся с данными предприятия, указанными в расчетах, определяется разница к дополнительной уплате налога или к уменьшению суммы, и ленной предприятием.

На основе камеральной проверки инспектор производит запись на налоговых счетах о сумме налога, подлежащей отражению работником по учету в лицевых счетах предприятия, открытых по каждому из налогов.

Оперативно-бухгалтерский учет, представляющий собой стройную систему учета и отчетности, охватывает комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т.п.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется МНС России. Его  ведут налоговые инспекции, в  которых непосредственно состоят  на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране.

Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утверждаемой Минфином России. Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на базе которого должны составляться и исполняться бюджеты. В ней предусматривается, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на определенный для него код доходной части бюджетов.

Классификация доходов и расходов уточняется по мере изменений налогового законодательства и необходимости  совершенствования процесса составления, исполнения и анализа бюджетов. Она  не определяет виды бюджетов, в которые должны поступать те или иные налоги и другие обязательные платежи. Указания о порядке их зачисления в бюджеты содержатся в законодательных и других нормативных актах, регулирующих порядок исчисления и уплаты этих платежей.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются:

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы);

• местные налоги и сборы.

В целях предоставления административно-территориальным  образованиям в составе РФ большей  самостоятельности в решении  задач экономического и социального развития законодательство предусматривает наделение их необходимыми финансовыми ресурсами. В соответствии с действующим законодательством непосредственно в местные бюджеты зачисляются часть налогов, введенных федеральными органами власти, и налоги, введенные местными органами власти. В доход местных бюджетов также поступает ряд налогов, распределяемых в порядке регулирования доходов между бюджетами. Такие налоги называются «регулирующими» и распределяются между бюджетами органами Федерального казначейства по нормативам, устанавливаемым Законом РФ «О бюджете Российской Федерации» на соответствующий год.

Регулирующие налоги первоначально  поступают на специальный счет «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», а затем по установленным нормативам перечисляются органами Федерального казначейства в федеральный и местный бюджеты. Кроме того, в доход местных бюджетов поступают налоги, уплачиваемые предприятиями одновременно в федеральный и местный бюджеты по установленным законодательством ставкам.

Юридические лица при исчислении и  уплате налогов и других обязательных платежей руководствуются приведенными ранее законодательными и нормативными актами. В установленные сроки  они представляют налоговым органам бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный налоговый (отчетный) период.

Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет в определенные законодательством сроки. Именно эти документы являются основанием для проведения камеральных проверок.

Для уплаты обозначенных в расчетах и справках платежей предприятия  сдают в банк платежные поручения с указанием в них бюджета, наименования налога и соответствующего ему кода бюджетной классификации, названия и ИНН предприятия и налоговой инспекции По каждому виду налога оформляется, как правило, по одному платежному поручению. По налогу на прибыль оформляются два платежных поручения, в которых проставлена сумма, соответствующая доле налога, подлежащего уплате в федеральный или местный бюджеты. Банк списывает со счетов своих клиентов-плательщиков обозначенные в платежных поручениях суммы и зачисляет их на соответствующие бюджетные счета Такой порядок уплаты налогов и оформления платежных поручений может быть изменен.

Налоговые органы проводят с юридическими лицами работу по обеспечению сдачи  в банк платежных поручений накануне установленных сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.

В случае неуплаты налога или сбора  в установленный законодательством  срок налоговый орган в соответствии с Налоговым кодексом РФ должен не позднее 3 мес. после наступления  срока уплаты направить налогоплательщику требование об уплате налога или сбора. Требование содержит сведения о: сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством; сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.

Получив требование об уплате налога или сбора, налогоплательщик должен установить причину образования  задолженности

Нередко встречаются факты несвоевременного зачисления банком, обслуживающим расчетный счет плательщика, денежных средств на счета по учету доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов В случае выявления подобного факта налогоплательщик должен да подтверждения исполнения обязанности по уплате налога представить в налоговый орган копию платежного поручения, а также выписку из лицевого (корреспондентского) счета банка, обслуживающего его расчетный счет.

При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога и сбора  в установленный срок налоговый  орган не позднее 60 дней после истечения срока принимает решение об обращении взыскания задолженности на расчетные и иные счета налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

В этом случае налоговые органы выписывают инкассовые поручения с указанием реквизитов плательщика, бюджета, суммы и вида платежа, кода бюджетной классификации. Инкассовые поручения передаются банку, который обязан списать со счета своего клиента-плательщика отмеченную в поручении сумму и зачислить ее в бюджет. В каждой налоговой инспекции в течение календарного года ведется журнал регистрации инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм со счета плательщика в погашение недоимок. В нем проставляются: дата передачи в банк распоряжения; наименование предприятия; его ИНН, номер расчетного счета и наименование банка, в котором открыт счет; сумма платежа и его наименование.

На основании документов, имеющихся  в налоговых органах, в том  числе поступивших от предприятий, банков, органов казначейства, финансовых и других органов, ведется оперативно-бухгалтерский учет начисленных сумм налогов, финансовых санкций и их поступлений. Эти документы проверяются инспекторами налоговых инспекций, которые после их проверки дают письменные распоряжения работникам по учету о производстве необходимых записей в учете начисленных сумм налогов и других платежей, а также финансовых санкций.

Для учета начисленных и поступивших  платежей в налоговых органах  ведутся реестры, книги и журналы  учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность, утверждаемая МНС России.

Налоговые органы открывают карточки лицевых счетов по вновь образованной, а также переданной из другой налоговой  инспекции организации, ее филиалу, представительству, налоговому агенту только после уведомления о включении его отделом учета налогоплательщиков в реестр.

Информация о работе Совершенствования организации налогового контроля