Совершенствования организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.
Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)
1. Рассмотреть понятие, формы и методы проведения налоговых проверок
2. Изучить особенности проведения камеральной и выездных налоговых проверок
3. Рассмотреть систему дополнительных мероприятий налогового контроля
4. Изучить систему организации и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

Файлы: 1 файл

Куликовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

В случае несогласия с фактами, изложенными  в настоящем акте камеральной  налоговой проверки, а также с  выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в Межрайонную ИФНС России №8 по Алтайскиму краю письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в Межрайонную ИФНС России №8 по Алтайскому краю документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Последняя выездная налоговая проверка по анализируемому учреждению проводилась 22 января 2005 года. Данная выездная проверка носила комплексный характер и основной задачей преследовала – установить своевременность и полноту начисления и перечисления налогов от осуществления коммерческой деятельности бюджетного учреждения. Удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, НДС, налога на имущество, плата за землю. Местные налоги, налог на пользователей автомобильных дорог). Таким образом, перечень проверяемых налогов говорит о комплексном характере проводимых работ.

Проверке подверглись документы  по начислению и уплате всех перечисленных налогов с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2004 года.

В результате проверки выявлено, что  нарушений  по начислению и уплате налогов на прибыль, НДС, плата за землю не отмечено.

В нарушение регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности налогоплательщиком не были занесены в карточки лицевого счета по декларациям налогоплательщиков суммы в общем размере на 6038 руб. Но пеня не начислена, т.к. по состоянию на 01.01.05 по лицевому счету налогоплательщика числится переплата.

Пеня за несвоевременную уплату налога на имущество составила 861 руб.86 коп, налога на пользователей автомобильных  дорог 3 руб.

( в целях соблюдения налоговой  тайны акт проверки не прилагается)

Таким образом, проведенный анализ показал, что учреждение в основном соблюдает налоговое законодательство, но вместе с тем, имеется ряд недоработок, в основном связанным с несвоевременным представлением в налоговые органы документации и несвоевременным перечислением налогов. Кроме то, анализ показывает, что проводимый налоговый контроль позволяет не только дополнительно собрать средства в бюджет, но и, что самое главное, указать организациям (учреждениям) на недочеты в работе, устранение которых позволит в дальнейшем оптимизировать работу по своевременному сбору налогов.

Одновременно с этим беседа с  представителями налоговой инспекции  показала, что проводимые мероприятия, направленные на создании оптимальной  структуры управления в налоговой  системе  пока не дали положительных  результатов, так как улучшая  деятельность по одним направлениям, автоматически создаются сложности по другим, в частности в системе организации налогового контроля.

 

2.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Совершенствование системы организации  налогового контроля – процесс  длительный и требующий серьезных аналитических разработок.

27 июля 2006 г. принят Федеральный  закон №137-ФЗ «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую  Налогового кодекса РФ и в  отдельные законодательные  акты  РФ в связи с осуществлением  мер по совершенствованию налогового администрирования».

Изменения, внесенные данным законом, в частности в вопросах организации  налогового контроля, носят принципиальный характер и их значение таково, что  можно сделать вывод: правовое поле в области налоговых правоотношений кардинально изменилось.

Руководитель УФНС России по Алтайскому краю А. Легостаев в своем интервью отметил, что законодательство по налогам  и сборам действительно претерпело серьезные изменения и еще  будет совершенствоваться. В то же время конкретного человека они не затрагивают.

Наиболее серьезные изменения  внесены Законом № 137-ФЗ в порядок  осуществления налогового контроля Возможно, претерпят определенные изменения  формы налоговых деклараций. Этот вывод напрашивается на основании  того, что с 1 января 2007 г. налоговая декларация будет представлять собой заявление не только о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, но также и об объектах налогообложения и о налоговой базе. При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налоговая декларация должна будет представляться по упрощенной форме.

Законом № 137-ФЗ существенно сближены правила проведения выездных и камеральных  проверок.

Так, при выявленных в ходе камеральной  проверки несоответствиях в поданных документах налогоплательщика налоговый орган выставляет налогоплательщику требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления в тот же срок.

Налогоплательщик, представляя пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета либо иные документы, подтверждающие его позицию. Лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы. Если после представления налогоплательщиком дополнительных пояснений проверяющий установит факт совершения налогового правонарушения, то он обязан составить акт проверки.

В отношении выездной налоговой  проверки введено несколько новшеств. Так, если налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим помещение для работы, выездная налоговая проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа Исходя из смысла термина «помещение» он, по-видимому означает отдельную комнату, а не просто рабочее место.

Количество выездных проверок ограничено двумя проверками одного налогоплательщика в течение календарного года (п. 5 ст. 89), за исключением случаев принятия руководителем федерального органа исполнительно власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения о необходимости проведения проверки сверх установленного ограничения.

Организациям, имеющим филиалы  и представительства, необходимо принять  во внимание, что при определении  количества выездных проверок не будет  учитываться количество проведенных самостоятельных проверок его подразделений.

Установлены три срока проведения выездной проверки которые можно  классифицировать следующим образом: основной — не более двух месяцев; продленный — до четырех месяцев; исключительный — до шести месяцев.

Срок проверки может приостанавливаться по решению руководителя (его заместителя) налогового органа срок не более шести  месяцев по следующим основаниям: истребование документов, получение  информации иностранных государственных  органов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Но если документы запрашивались в иностранном государстве, а ответ в шестимесячный срок не поступил, то срок проверки может быть продлен еще на три месяца.

Из вышеприведенного следует, что  налогоплательщик должен сам позаботиться о сокращении сроков проведения проверки, в частности обеспечить перевод  иностранных документов.

На период приостановления срока  проверки налоговый орган будет  обязан вернуть все полученные от налогоплательщика подлинники документов.

Обращает на себя внимание следующий  факт. В действующей в настоящее  время редакции ст. 87 Н К РФ установлен ограничительный срок для проведения налоговой проверки любого вида —  три календарных года, предшествующих году, в котором назначено проведение проверки. Из новой редакции ст. 87 НК РФ это положение исключено. И вновь возникает только во вновь включенном п. 10 ст. 89 НК РФ, который регулирует осуществление повторной выездной налоговой проверки, проводимой по тем же периодам, по тем же налогам.

Повторная выездная налоговая проверка с 2007 г. может проводиться по двум основаниям:

- вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

- налоговым органом, ранее проводившим проверку по решению его руководителя, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана меньшая сумма налога, чем в первоначальной декларации.

Остается неясным следующий  вопрос: сколько повторных проверок может проводиться в отношении одного и того же налогоплательщика, например в городах с районным делением. Ведь для районной налоговой инспекции вышестоящим органом будет городская, для городской — областная (краевая и т.д.), а для них — ФНС России. Напрашивается закономерный вывод о возможности неоднократного проведения повторных проверок.

В лучшем положении оказались ликвидируемые  организации: их хотя и будут проверять  налоговые органы вне зависимости  от времени и предмета проведения предыдущей проверки, но зато проверяемый период не будет более трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки.

Следует, наверное, задуматься о последствиях включения таких норм в Налоговый  кодекс: организациям будет легче  пройти через процедуру ликвидации один раз и всего только с трехлетним сроком «глубины проверки», чем проходить большое количество проверок.

НК РФ дополнен ст. 93.1., регулирующей истребование документов (информации) о плательщике или информации о конкретных сделках.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, будет вправе истребовать документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого.

Иными словами, в проведение мероприятий налогового контроля может быть вовлечен широкий круг лиц. Причем, поскольку в тексте ст. 93.1 НК РФ везде употребляется термин «налоговая проверка», то норма этой статьи Кодекса будет касаться не только выездных, но также и камеральных проверок.

Руководителю налогового органа предоставлено право с 2007 г. применять так называемые обеспечительные меры:

- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (последовательно в отношении имущества, в том числе не участвующего в производстве, транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, иного имущества, кроме сырья, готовой продукции и, в последнюю очередь — готовой продукции, сырья и материалов);

- либо приостановление операций по счетам в банках.

По просьбе лица, в отношении  которого применены обеспечительные  меры, они могут быть заменены на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или иного имущества, поручительство третьего лица. Обеспечительные меры будут применяться налоговыми органами в случае, если при вынесении решения о взыскании с плательщика дополнительных сумм, по мнению руководителя налогового органа, будут иметься основания подозревать, что данное решение не будет исполнено.

Законодатель позаимствовал из Арбитражного процессуального кодекса РФ понятие «апелляционная жалоба» и ввел его в НК РФ для наименования документа, подаваемого в вышестоящий налоговый орган налогоплательщиком, несогласным с решением, вынесенным в отношении его налоговым органом.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, через тот налоговый орган, решение которого оспаривается.

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в месячный срок со дня ее получения, и этот срок может быть продлен еще на 15 дней по решению руководителя.

Следует отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого  акта или действия.

С 1 января 2009 г. изменен порядок реализации налогоплательщиками права на судебную защиту — подача заявления в суд будет возможна только после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе.

Сроки давности привлечения к налоговой  ответственности могут приостанавливаться, если лицо, привлекаемое за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм подлежащих уплате налогов (ст. 113 НК РФ). При этом критерии непреодолимого препятствия в НК РФ не приводятся.

Глава 16 НК РФ, регулирующая виды налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение, не претерпела существенных изменений.

Стоит только отметить, что ст. 122 Н К РФ установлена с 1 января 2007 г. ответственность и за неполную уплату сумм сборов, а не только сумм налогов.

Вводится новая ст. 129.2 НК РФ, устанавливающая  ответственность за нарушение порядка  регистрации объектов игорного бизнеса  либо изменения их количества — взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, определенной для соответствующего объекта налогообложения, а при повторном нарушении штраф будет взиматься в размере шестикратной ставки налога для соответствующего объекта.

С 1 января 2009 г. вступил в действие п. 5 ст. 101.; НК РФ, устанавливающий, что  обжалование решения налогового органа в судебном порядке может  быть произведено только после обжалования  этого акта в выше стоящем налоговом  органе.

С 1 января 2010 г. начнет действовать и применяться правоотношениям, возникшим с этого периода, норм, ст. 93 НК РФ о том, что в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Информация о работе Совершенствования организации налогового контроля