Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа
Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налогового органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.
Введение
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
2.2 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков
2.4 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного
взыскания налогов и срок
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
2.2 Защита прав
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков
2.4 Защита прав
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Введение
В странах с развитой
рыночной экономикой защита прав, свобод
и законных интересов граждан, в
том числе выступающих в
В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налоговых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованности требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.
Если налогоплательщик лишен реальной возможности защитить свои права и законные интересы, налоговую систему нельзя назвать демократичной, поскольку принцип неприкосновенности и равной защищенности всех видов собственности, лежащий в основе правопорядка, в данном случае не гарантирован.
В Российской Федерации
права и законные интересы граждан
защищены и гарантируются Конституцией
РФ (в первую очередь - гл.2), конституциями
республик в составе России, конституционными
законами, федеральными законами, законами
субъектов РФ и другими нормативными
правовыми актами. Защита прав налогоплательщиков
осуществляется всеми способами
защиты гражданских прав, основные
из которых предусмотрены ст.12 ГК
РФ, а также отдельными федеральными
законами, например, Законом РФ "
Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и
свободы граждан". Так, нормы защиты
гражданских прав, в частности, включают
признание недействительным акта государственного
(в том числе налогового) органа
или органа местного самоуправления,
возмещение убытков, причиненных налогоплательщику
государством, или убытков, причиненных
государству
Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налогового органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.
Гл.4 ГК РФ" Юридические
лица" (ст.48-65) позволяет дополнить
налоговое регулирование в
Ст. 49, 50 ГК РФ, определяя
понятие правоспособности юридического
лица, регламентируют вид деятельности
налогоплательщика и
Ст. 124 – 126 ГК РФ позволяют определить пределы имущественной ответственности государства по налоговым правонарушениям и возмещению ущерба налогоплательщику. Государство компенсирует ущерб собственникам имущества из бюджетных средств, формируемых из конкретных видов налогов.
Российским законодательством
предусмотрены два основных способа
защиты прав и законных интересов
субъектов налоговых
Данная тема курсовой работы является наиболее актуальной в настоящее время, так как налоговая политика страны имеет большое значение не только для федерального бюджета, но и в первую очередь для самих налогоплательщиков.
Целью работы является исследование защиты прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов.
Задачи работы:
Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом исследования – права налогоплательщиков.
При написании данной курсовой работы использовались учебник А.Н.Борисова «Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций», учебник Н.В.Бересневой «Принудительное взыскание налоговых платежей: проблемы и практика их решения», Конституция Российской федерации, Налоговый кодекс РФ, статистические сборники.
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного
взыскания налогов и срок
Под принудительным
взысканием следует понимать действия
уполномоченного органа (налогового
органа, суда), направленные на понуждение
лица исполнить свои обязанности
по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется,
что данный срок следует отличать
от срока выставления требования
об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку
последствием последнего может являться
добровольная уплата соответствующих
сумм. Кроме того, направление требования
об уплате недоимки является мерой
предварительного (досудебного) характера,
поскольку реализовать
Налоговое законодательство
предусматривает право на принуждение
к исполнению налоговой обязанности
налоговым органом
В бесспорном порядке
(самостоятельно) налоговый орган
вправе взыскать с организации и
индивидуального
Срок, в течение
которого могут быть приняты меры
принудительного взыскания
В некоторых случаях суд приходит к выводу, что срок взыскания обязательных платежей и пеней должен составлять три года со дня образования недоимки, является пресекательным и влечет отказ суда в удовлетворении требования налогового органа. Кассационные инстанции, системно толкуя ст. 23, 78, 87, 113 НК, ст. 196 ГК, п. 6 ст. 13 АПК, делают вывод о том, что давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами и в пределах этого разумного срока налоговые органы вправе осуществлять взыскание налога, сбора пеней. Истечение указанного срока является основанием к отказу в удовлетворении требований налогового органа во взыскании недоимки и соответствующих пеней.
В других случаях
суды ориентируются на толкование,
данное Конституционным Судом
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том что штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика (ст. 35, ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции Российской Федерации).
День проведения налоговой проверки указывается в решении налогового органа о ее проведении.
Выявленные факты неуплаты обязательных платежей подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки либо указываются в требовании об уплате недоимки, направляемом должнику по результатам проведения камеральной проверки.
Снова возвращаясь
к ст. 46, 47, 48 НК, отметим, что способом
принудительного взыскания
В силу п. 3 ст. 46 НК решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке может быть принято в течение 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пеней.
Согласно п. 7 ст.
46 НК при недостаточности или
отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика или
При этом ст. 47 Кодекса
не устанавливает какого-либо другого
срока, отличного от срока, предусмотренного
п. 3 ст. 46 НК, для принятия налоговым
органом решения о взыскании
налога за счет иного имущества
Между тем следует
иметь в виду, что в ст. 47 НК,
так же как и в ст. 46 НК, определяются
правила принудительного
Поэтому 60-дневный
срок, предусмотренный в ст. 46 НК,
применяется ко всей процедуре принудительного
взыскания налога и пеней, осуществляемого
в бесспорном порядке, как за счет
денежных средств, так и за счет иного
имущества налогоплательщика
Иное толкование
закона привело бы к возможности
принятия налоговым органом решения
о взыскании налога за счет имущества
налогоплательщика без
По истечении срока бесспорного взыскания недоимки и пеней, предусмотренного ст. 46 НК, налоговый орган вправе обратиться с требованием о взыскании данных сумм в судебном порядке.
В связи с вступлением с 1 января 2006г. Федерального закона от 4 ноября 2005г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) возникло новое толкование норм НК о порядке взыскания недоимки и пеней.
Указанный Закон
не изменяет порядка принудительного
взыскания недоимки и пеней, а
имеет отношение лишь к принудительному
взысканию штрафов, однако после
принятия Президиумом Высшего
Таким образом, до недавнего
времени арбитражные суды первой
и апелляционной инстанций