Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налогового органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.

Содержание работы

Введение
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
2.2 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков
2.4 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок
Заключение
Библиографический список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1 вариант.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

При пересмотре актов  первой и апелляционной инстанций  в порядке кассационного производства вопрос об обязательности вынесения  налоговым органом решения о  бесспорном взыскании недоимки и  пеней разрешается путем указания на то, что налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием  о взыскании налога после истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, даже если решения о его  бесспорном взыскании вообще не принималось. Принятие решения о бесспорном взыскании по истечении данного срока не имеет правового смысла, поэтому требование о его обязательном наличии является правомерным

В силу п. 2 ст. 48 НК, который применяется также и  в случае взыскания недоимки с  организаций и индивидуальных предпринимателей, 6-месячный срок на взыскание недоимки в судебном порядке подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. При  этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 2 ст. 48 НК, в отношении заявлений к  юридическим лицам исчисляется  с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК для бесспорного  взыскания соответствующих сумм.

1.2 Порядок принудительного  взыскания налогов

Законодательство  РФ предоставляет налоговой службе право взыскивать долги по налогам  в бесспорном, т. е. внесудебном, порядке.

По общему правилу, налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе  штрафы, без обращения в суд  независимо от размера санкций в  порядке, установленном налоговым  законодательством. Судебная процедура  взыскания налогов применяется  в специально установленных законом  случаях:

  • взыскание обращено на имущество гражданина, который не является индивидуальным предпринимателем;
  • налоговый орган пропустил срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога;
  • взыскание происходит с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет;
  • налоговый орган изменил юридическую квалификацию сделки или поменялся статус и характер деятельности налогоплательщика;
  • инспекторы взыскивают недоимки, числящиеся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми обществами, с соответствующих основных предприятий в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые зависимыми обществами товары, и наоборот;
  • возложение солидарной ответственности по уплате налогов, сборов на правопреемников предприятия при его реорганизации (разделении, выделении) в порядке, указанном в п. 7, 8 ст. 50 НК РФ;
  • возложение субсидиарной ответственности по уплате налогов, пеней, сборов, штрафов на учредителей (участников) организации в случаях, указанных в п. 2 ст. 49 НК РФ, при условии, что субсидиарными должниками являются физические лица.
  • Процедура принудительного взыскания задолженности начинается с того, что налоговая инспекция направляет «провинившейся» организации требование об уплате определенной суммы налога (пени), сбора или штрафа.

Согласно позиции  ВАС РФ выставление требования об уплате налога является мерой принудительного  характера.

Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.

Таким образом, если законом установлена судебная процедура  взыскания налога, то в случае ненаправления требования налогоплательщику исковое заявление налогового органа будет оставлено без рассмотрения.

Требование об уплате налога может быть признано недействительным в судебном порядке. Недействительность выставленного требования влечет и  недействительность решения налогового органа о бесспорном взыскании налога.

Статья 70 НК РФ устанавливает  сроки, в которые инспекторам  необходимо уложиться с направлением требования. Так, требование об уплате налога или штрафа проверяющие обязаны  направить организации или коммерсанту  не позднее трех месяцев со дня  выявления недоимки.

Если же контролеры обнаружили недоимку и вынесли решение  о привлечении фирмы к ответственности  по результатам налоговой проверки, требование рассчитаться с бюджетом должно быть направлено ими в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В результате анализа  арбитражной практики можно прийти к выводу, что сам по себе факт направления требования за пределами  установленных ст. 70 НК РФ сроков не влечет автоматически его недействительность.

Пропуск инспекторами установленного законодательством  срока для направления налогоплательщику  требования не является необходимым  и достаточным условием признания  недействительным требования об уплате налога, но надо учитывать, что пропуск  этого срока не влияет на исчисление отведенного законом срока на принудительное взыскание налога и  пеней.

Возможна ситуация, когда сумма налоговой задолженности  фирмы или коммерсанта изменилась (например, инспекция пересчитала  суммы налогов) уже после направления  требования о расчете с бюджетом. В этом случае в соответствии с  положениями п. 1 ст. 71 НК РФ проверяющие  обязаны направить налогоплательщику  уточненное требование. Заметим, что  судебная практика не отличается единообразным  подходом к тому, что следует считать  изменением налоговой обязанности  в терминах упомянутой статьи Кодекса6.

Если организация  или предприниматель отказались исполнить выставленное требование о расчете с бюджетом по налоговым  долгам, инспекторы получают возможность  запустить процедуру принудительного  взыскания задолженности.

Налоговый орган  вправе не позднее двух месяцев после  истечения срока для исполнения требования принять решение о  бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Этот способ является основным «оружием» в арсенале инспекторов  для обеспечения принудительного  взыскания налогов, сборов или штрафов. Решение о взыскании они должны довести до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации  или индивидуального предпринимателя  — в течение шести дней после  его вынесения (абз. 2 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Данное решение  может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Суд вправе приостановить  действие обжалуемого акта налогового органа по ходатайству организации  до разрешения спора.

В процессе бесспорного  взыскания налога за счет денежных средств компании налоговая инспекция  вправе в порядке, установленном  ст. 76 НК РФ, приостановить операции по счетам налогоплательщика. Данная мера является средством для обеспечения  возможности принудительного взыскания  налоговой задолженности. При этом контролеры не вправе производить взыскание  налога за счет средств на срочном  депозитном счете налогоплательщика (налогового агента), если срок действия депозитного договора не истек (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается  недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения  о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Поэтому выставленное на счет налогоплательщика инкассовое поручение не подлежит исполнению, если налоговым органом нарушен 60-дневный срок, предусмотренный  для бесспорного взыскания задолженности 7.

В последней ситуации контролеры смогут взыскать налог лишь в ходе судебной процедуры. Они вправе обратиться в арбитражный суд  с соответствующим иском в  течение шести месяцев после  истечения срока для исполнения требования об уплате налога. Данный срок может быть восстановлен судом в  случае его пропуска по уважительной причине. Налоговый орган обязан обосновать уважительность пропуска установленного срока для обращения в суд.

Основанием для  перехода ко второму способу принудительного  внесудебного взыскания задолженности  перед бюджетом могут стать недостаточность  денежных средств на счетах налогоплательщика  для погашения налоговых обязательств или отсутствие у инспекторов  информации о счетах должника (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Налоговый орган  вправе взыскать налог за счет другого  имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации  или индивидуального предпринимателя  — в соответствии с нормами  ст. 47 НК РФ.

При этом действует  специальный срок, установленный  ст. 47 НК РФ. Так, налоговый орган  вправе принять соответствующее  решение в течение одного года после истечения срока, отведенного  компании на исполнение требования.

В течение трех дней с момента вынесения такого решения  налоговая инспекция принимает  постановление о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет имущества  организации или предпринимателя, которое направляется судебному  приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом  от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, прописанных в ст. 47 НК РФ.

В рассматриваемом  случае обязанность компании по уплате налога считается исполненной с  момента реализации ее имущества (за исключением, разумеется, наличных денег) и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 6 ст. 47 НК РФ).

Налоговый орган  вправе наложить арест на имущество  организации в качестве средства обеспечения решения о взыскании  налога (пени), сбора или штрафа. Такой  арест может быть применен лишь к  имуществу компании и только для  обеспечения взыскания задолженности  в порядке ст. 47 НК РФ. При этом необходима санкция прокурора. Арест  имущества может быть как полным, так и частичным.

Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества возможен, если налоговая инспекция имеет  достаточные основания полагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество.

Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.

Закон устанавливает  четкую последовательность действий налоговой  инспекции в процессе принудительного  взыскания налога. Взыскание за счет имущества организации — дополнительный способ обеспечения расчета по ее обязательствам с бюджетом, прибегать к которому контролеры вправе лишь при отсутствии или недостаточности денег в банке налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о его счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Если налоговая  инспекция пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством  для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств организации, она также  утрачивает возможность вынести  решение о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика.

Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного  взыскания — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.

В этих целях налоговая  инспекция направляет в банк поручение  на перечисление налога в бюджет со счета организации, которое должно быть исполнено банком в очередности, установленной гражданским законодательством  РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

При этом закон не устанавливает последствия пропуска срока направления указанного поручения.

2. Защита прав  налогоплательщиков

2.1 Основные понятия  при защите прав налогоплательщиков

Законодательство, регламентирующее деятельность налоговых  органов, достаточно четко устанавливает  правовые основы, принципы организации  и деятельности, права и обязанности  налоговых органов. Несмотря на это  у предпринимателей постоянно возникают  вопросы относительно правомерности  деятельности налоговой инспекции  и полиции по осуществлению налоговых  проверок, оперативно-розыскной деятельности. Многие предприниматели даже и не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, осуществляющих проверки, но и у налогоплательщиков, в частности, право обжалования  действий и решений налоговых  органов при осуществлении ими  проверок.

Действующее законодательство предусматривает право проведения проверок налогоплательщиков как органами налоговой инспекции, так и органами налоговой полиции. Законодательство не регламентирует полномочия налоговой полиции (в отличие от налоговой инспекции) по организации налоговых проверок, как самостоятельно, так и совместно с ГНИ. Высший Арбитражный Суд разъяснил, что налоговая полиция вправе проводить как самостоятельные, так и контрольные проверки, то есть проверки по вопросам, которые были изучены в ходе контрольной работы налоговой инспекции.

В настоящее время  налогоплательщик может подвергаться следующим видам проверок1:

  • камеральным проверкам (проводятся только налоговой инспекцией);
  • самостоятельным проверкам налогового органа и органа налоговой полиции;
  • совместным проверкам (в том числе с другими правоохранительными органами);
  • контрольным проверкам (проводятся органами налоговой полиции после проверок налоговых органов).

Государственным налоговым  инспекциям, органам налоговой полиции  и их должностным лицам предоставлено  право применять к предприятиям, организациям и учреждениям установленные законодательством санкции, а также налагать на их должностных лиц и физических лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, административные штрафы и направлять материалы в следственные органы для привлечения нарушителей к уголовной ответственности.

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков