Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа
Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налогового органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.
Введение
1. Принудительное взыскание налогов
1.1 Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков
2.2 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков
2.4 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок
Заключение
Библиографический список используемой литературы
При пересмотре актов
первой и апелляционной инстанций
в порядке кассационного
В силу п. 2 ст. 48 НК,
который применяется также и
в случае взыскания недоимки с
организаций и индивидуальных предпринимателей,
6-месячный срок на взыскание недоимки
в судебном порядке подлежит исчислению
после истечения срока
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
Законодательство РФ предоставляет налоговой службе право взыскивать долги по налогам в бесспорном, т. е. внесудебном, порядке.
По общему правилу, налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, без обращения в суд независимо от размера санкций в порядке, установленном налоговым законодательством. Судебная процедура взыскания налогов применяется в специально установленных законом случаях:
Согласно позиции ВАС РФ выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.
Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.
Таким образом, если законом установлена судебная процедура взыскания налога, то в случае ненаправления требования налогоплательщику исковое заявление налогового органа будет оставлено без рассмотрения.
Требование об уплате налога может быть признано недействительным в судебном порядке. Недействительность выставленного требования влечет и недействительность решения налогового органа о бесспорном взыскании налога.
Статья 70 НК РФ устанавливает
сроки, в которые инспекторам
необходимо уложиться с направлением
требования. Так, требование об уплате
налога или штрафа проверяющие обязаны
направить организации или
Если же контролеры
обнаружили недоимку и вынесли решение
о привлечении фирмы к
В результате анализа
арбитражной практики можно прийти
к выводу, что сам по себе факт
направления требования за пределами
установленных ст. 70 НК РФ сроков не
влечет автоматически его
Пропуск инспекторами
установленного законодательством
срока для направления
Возможна ситуация,
когда сумма налоговой
Если организация
или предприниматель отказались
исполнить выставленное требование
о расчете с бюджетом по налоговым
долгам, инспекторы получают возможность
запустить процедуру
Налоговый орган вправе не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Этот способ является
основным «оружием» в арсенале инспекторов
для обеспечения
Данное решение может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Суд вправе приостановить действие обжалуемого акта налогового органа по ходатайству организации до разрешения спора.
В процессе бесспорного
взыскания налога за счет денежных
средств компании налоговая инспекция
вправе в порядке, установленном
ст. 76 НК РФ, приостановить операции
по счетам налогоплательщика. Данная мера
является средством для обеспечения
возможности принудительного
Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.
Поэтому выставленное
на счет налогоплательщика инкассовое
поручение не подлежит исполнению,
если налоговым органом нарушен
60-дневный срок, предусмотренный
для бесспорного взыскания
В последней ситуации контролеры смогут взыскать налог лишь в ходе судебной процедуры. Они вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском в течение шести месяцев после истечения срока для исполнения требования об уплате налога. Данный срок может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительной причине. Налоговый орган обязан обосновать уважительность пропуска установленного срока для обращения в суд.
Основанием для
перехода ко второму способу
Налоговый орган
вправе взыскать налог за счет другого
имущества, в том числе за счет
наличных денежных средств налогоплательщика
(налогового агента) — организации
или индивидуального
При этом действует специальный срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так, налоговый орган вправе принять соответствующее решение в течение одного года после истечения срока, отведенного компании на исполнение требования.
В течение трех дней
с момента вынесения такого решения
налоговая инспекция принимает
постановление о взыскании
В рассматриваемом случае обязанность компании по уплате налога считается исполненной с момента реализации ее имущества (за исключением, разумеется, наличных денег) и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 6 ст. 47 НК РФ).
Налоговый орган
вправе наложить арест на имущество
организации в качестве средства
обеспечения решения о
Согласно п. 1 ст.
77 НК РФ арест имущества возможен,
если налоговая инспекция имеет
достаточные основания
Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.
Закон устанавливает
четкую последовательность действий налоговой
инспекции в процессе принудительного
взыскания налога. Взыскание за счет
имущества организации —
Если налоговая
инспекция пропустила двухмесячный
срок, отведенный законодательством
для принятия решения о бесспорном
взыскании налога за счет денежных
средств организации, она также
утрачивает возможность вынести
решение о взыскании налога за
счет другого имущества
Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного взыскания — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.
В этих целях налоговая
инспекция направляет в банк поручение
на перечисление налога в бюджет со
счета организации, которое должно
быть исполнено банком в очередности,
установленной гражданским
При этом закон не
устанавливает последствия
2. Защита прав налогоплательщиков
2.1 Основные понятия
при защите прав
Законодательство,
регламентирующее деятельность налоговых
органов, достаточно четко устанавливает
правовые основы, принципы организации
и деятельности, права и обязанности
налоговых органов. Несмотря на это
у предпринимателей постоянно возникают
вопросы относительно правомерности
деятельности налоговой инспекции
и полиции по осуществлению налоговых
проверок, оперативно-розыскной
Действующее законодательство
предусматривает право
В настоящее время налогоплательщик может подвергаться следующим видам проверок1:
Государственным налоговым
инспекциям, органам налоговой полиции
и их должностным лицам