Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:51, реферат
Понятие бюджета и его правовая форма. Понятие бюджетной системы и её структура. Понятие консолидированного бюджета. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Понятие целевого бюджетного фонда. Государственные внебюджетные фонды. Принципы бюджетной системы.
Принцип самостоятельности бюджетов тесно связан с другим принципом - разграничением доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
Этот принцип означает
закрепление соответствующих
Наибольшую сложность для практической реализации данного принципа представляет выбор критериев для разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
На выработку данных критериев
оказывает влияние ряд
Этот принцип предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, применение единой методики определения финансовых затрат на предоставление государственных услуг и других нормативов, являющихся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
Содержание других принципов построения бюджетной системы в краткой форме можно свести к следующему.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные законодательством РФ, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в полном объеме.
Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов тесно увязан с
принципом сбалансированности. Данный
принцип конкретизирует то положение,
что доходы бюджета не могут быть
увязаны с определенными
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации порядка утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательное опубликование в печати соответствующих материалов.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально- экономического развития страны и ее регионов, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств
означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
получателей средств с
Принцип эффективности и
экономности использования
В Российской Федерации бюджетные отношения между тремя уровнями бюджетной системы - федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления - построены на принципах бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм определяют
как способ построения бюджетных
отношений между тремя уровнями
бюджетной системы, обеспечивающий
ведущую роль федерального бюджета
при высокой степени
Реализация принципов
бюджетного федерализма предполагает
сочетание интересов всего
самостоятельности территориям в решении вопросов, включенных в их компетенцию.
В отличие от классических
федераций (Швейцария, США, Канада) с
высоким уровнем автономии
Межбюджетные отношения
можно определить как денежные отношения
между органами власти разных уровней
по поводу разграничения на постоянной
(долговременной без указания срока)
основе видов расходов и доходов,
поступающих в бюджетную
Основные задачи организации межбюджетных отношений включают:
выравнивание бюджетной обеспеченности нуждающимся территориальным образованиям до минимально необходимого уровня, достаточного для соблюдения конституционных гарантий населению на всей территории страны;
стимулирование субъектов власти всех уровней управления к наращиванию бюджетных средств, рациональному и эффективному их расходованию.
Система межбюджетных отношений в России функционирует в двух направлениях. Первое направление касается отношений по разграничению видов расходов и доходов полностью (или частично) на постоянной основе между уровнями бюджетной системы. Второе - отношений, связанных с ежегодным бюджетным регулированием.
Задача разграничения расходов по уровням бюджетной системы связана со множеством факторов, прежде всего, с учетом роли управленческих структур федерального, регионального и муниципального уровней в осуществлении экономических и социальных функций государства.
Действующим законодательством
регламентированы виды расходов,
финансируемых из бюджета того или
иного уровня. Так, к расходам, финансируемым
исключительно из федерального бюджета,
относят: национальная оборона и
обеспечение безопасности
федеральной судебной системы;
осуществление международной
инвестиционная программа; обслуживание и погашение государственного долга РФ; финансовая поддержка субъектов РФ и другие виды расходов, обусловленные полномочиями, возложенными на федеральный уровень власти.
Из бюджетов субъектов
РФ финансируются расходы, отнесенные
к ведению властных структур субъектов
РФ, в частности: обеспечение функционирования
органов законодательной и
На управленческие структуры
муниципального уровня возложена ответственность
за финансирование расходов, связанных,
в первую очередь, с социально- экономическим
развитием данного
Разграничение доходов между
соответствующими бюджетами преследует цель создания максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций.
В одном из первых законов,
заложившим основы современной налоговой
системы РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
(1991), был определен порядок
Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
К собственным доходам бюджетов относят как налоговые доходы, так и неналоговые. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
Принцип сбалансированности
предполагает, что расходы
каждого бюджета должны покрываться
доходами. Если действующее разграничение
доходов не позволяет реализовать
этот принцип в достаточной мере,
то возникает потребность в
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Одним из принципов построения межбюджетных отношений является принцип равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. Действие этого принципа
предполагает установление
единых для всех субъектов РФ нормативов
отчислений от федеральных налогов
и сборов в бюджеты субъектов
РФ. Различия же в социально-экономическом
развитии регионов страны не позволяют
с помощью собственных и
Бюджетным законодательством РФ в числе форм финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрены: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
Подобная финансовая помощь
предусмотрена и для
Обязательным условием предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ является исполнение бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство Российской Федерации. Помимо этого, субъект РФ принимает на себя ряд обязательств, в частности, не предоставлять бюджетных кредитов юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов бюджета субъекта РФ, и не предоставлять государственных гарантий субъекта РФ в размере, превышающем 5 процентов расходов субъекта РФ. Аналогичные
количественные ограничения,
касающиеся бюджетных кредитов и
муниципальных гарантий, установлены
и для муниципальных
До 1994 года существовала практика
индивидуального согласования объемов
финансовой помощи субъектам РФ. Эта
практика была отменена с введением
трансфертов в систему
Методика расчетов величины
трансфертов, подлежащих перечислению
дотационным регионам, неоднократно
менялась. В задачи подобных расчетов
входило обеспечение
Распределение Фонда финансовой поддержки регионов (с 2001 г. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ) осуществлялось в соответствии с расчетной долей (в %) субъекта РФ в указанном Фонде. С 2002 года такие доли в качестве расчетных используются для определения абсолютных сумм трансфертов, утверждаемых в законе о федеральном бюджете на очередной год.
Внутри субъектов РФ сложилась
разная практика во взаимоотношениях
с муниципальными образованиями. В
большинстве случаев