Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:51, реферат
Понятие бюджета и его правовая форма. Понятие бюджетной системы и её структура. Понятие консолидированного бюджета. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Понятие целевого бюджетного фонда. Государственные внебюджетные фонды. Принципы бюджетной системы.
образовывать в составе своего бюджета Фонд финансовой поддержки муниципальных образований и определять трансферты в местные бюджеты на формализованной основе.
По мере укрепления российской
государственности совершенствуются и методы бюджетного регулирования. В августе 2001 года была принята Программа развития бюджетного федерализма, согласно которой для оказания финансовой помощи, помимо Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, вводятся еще четыре фонда: Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.
У каждого из указанных
Фондов определена основная цель его
функционирования. Фонд компенсаций
предназначен для финансирования федеральных
законов, когда возникают дополнительные
расходы, вызванные возложением
на органы власти субъектов РФ исполнения
принимаемых федеральных
Из общей системы межбюджетных отношений в Российской Федерации выделена достаточно узкая группа бюджетов закрытых административно-
территориальных образований.
Для бюджетов ЗАТО предусмотрен особый порядок формирования. В доходы бюджета ЗАТО в
полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также иные поступления, аккумулируемые на его территории. При недостаточности собственных и регулирующих доходов бюджету ЗАТО из федерального бюджета выделяются дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления.
Превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ.
Целевые бюджетные фонды
– это обособленная в составе
бюджета часть финансовых ресурсов,
формируемая в соответствии с
законодательством Российской Федерации
за счет доходов целевого назначения
или в порядке целевых
Доходы целевых
бюджетных фондов в отличие
от всех остальных бюджетных
доходов не обезличиваются и
направляются на заранее
Процессы формирования
и использования средств
Количество
целевых бюджетных фондов не
постоянно и в разные годы
может изменяться в
Министерство
(ведомство), выступающее главным
распорядителем средств
Учет операций
со средствами целевых фондов
федерального бюджета
Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению–на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов. Внебюджетные фонды –это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ– на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления –на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ“Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” (от 15 апреля 1993 г. ) Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п. 1), на защиту от безработицы (ст. 37 п. 3).
Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность –охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения; гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26. 12. 91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов
социального страхования
Сроки уплаты страховых взносов,
как правило, один раз в месяц.
Плательщики обязаны
Не являются
плательщиками отдельных
В ПФ –общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей; в ГФЗН–общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Каждый из государственных
внебюджетных фондов является самостоятельным
финансово-кредитным
Внебюджетные фонды
Территориальные внебюджетные
фонды отличаются названиями, определяющими
их целевую направленность, но суть
их одна: 1) аккумулировать некоторые
неналоговые доходы на специальных
счетах, открываемых органом
Наиболее распространены
территориальные фонды
Решение об образовании фонда
принимают законодательные
Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.
2. Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд РФ представляет
собой централизованную систему
аккумуляции и
Пенсионная система
Источниками формирования средств
Пенсионного фонда являются обязательные
страховые взносы работодателей
и работающих граждан, ассигнования
из федерального бюджета, а также
займы, привлекаемые для покрытия временных
затруднений. Кроме того, при эффективной
организации финансового