Финансовый контроль, налоговый контроль, организация налогового контроля, органы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы органов, осуществляющих налоговый контроль.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
изучение видов, форм и методов налогового контроля;
изучение особенностей деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоритические основы налогового контроля…………………………………6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля……………………………………………………………6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………….………………11
2 Организация контрольной деятельности налоговых органов………………15
2.1 Органы, осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Контрольная деятельность налоговых органов………………………...…18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

Принцип юридического равенства, который выражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Существенное значение имеет  принцип соблюдения прав человека и гражданина. Исходя из того, что права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.

Принцип гласности. Данный принцип означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации.

Нельзя не упомянуть принцип ответственности. Этот принцип заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля [14, с. 71-74].

Кроме общеправовых принципов  налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при  рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности.

Принцип независимости. Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Принцип планомерности. Этот принцип подразумевает, что любая контрольная деятельностьдолжна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.

Принцип регулярности (систематичности) контроля. Согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

 Принцип документального  оформления результатов контроля. Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов [18, с. 227].

Необходимо выделить основные направления налогового контроля:

  1. учет организаций и физических лиц;
  2. налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
  3. налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты

сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

  1. налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;
  2. налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания

сумм налогов налоговыми агентами;

  1. налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических

лиц их доходам;

  1. налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей [8, с. 214].

Цели налогового контроля обусловлены целями финансовой

деятельности государства, а именно: реализацией задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов. Таким образом, налоговый контроль направлен на создание финансовых условий для осуществления функций государства, на осуществление своевременной оплаты государству тех необходимых общественных услуг, которые не могут быт предметом частного предпринимательства [18, с. 228].

          Главной целью  налогового  контроля является обеспечение  законности и эффективности процесса  налогообложения, результатом чего  должно стать понимание налогоплательщиками  и другими участниками налоговых  отношений добросовестности исполнения  своих налоговых обязанностей  посредством как соблюдения налоговой  дисциплины, так и формирования  налоговой культуры в обществе. Уверенность налогоплательщиков  в том, что уклонение от налогообложения  с большей вероятностью будет  обнаружено, приводит в странах  со сложившимися налоговыми традициями  к добровольному выполнению налогоплательщиками  обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством[1, С. 28].

Таким образом, налоговый  контроль занимает весьма значительное

место в системе государственного финансового контроля, поскольку  посредством осуществления контрольных  функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и  непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля.

Однако следует отметить, что налоговый контроль может  быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый  аудит. Как и любой аудит, это  вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной  договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию [9, с. 129].

 

    1. Формы, виды и методы налогового контроля

Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д.

В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для  характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов  наиболее значимыми являются следующие:

  1. субъекты налогового контроля;
  2. объект и предмет налогового контроля;
  3. формы, методы и мероприятия налогового контроля;
  4. документы налогового контроля;
  5. этапы и порядок проведения налогового контроля.

Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы[9, с. 116].

Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими, физическими лицами и государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

В зависимости от временного фактора можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный налоговый  контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов  и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей[8, с. 216].

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Его цель – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Последующий контроль осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба[10, с. 62].

Что касается форм налогового контроля, то в соответствии с Налоговым  кодексом Республики Беларусь, налоговый  контроль может осуществляться посредством:

  1. учета плательщиков (иных обязанных лиц),
  2. налоговых проверок,
  3. опроса плательщиков и других лиц,
  4. проверки данных учета и отчетности,
  5. осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и

территорий, где могут  находиться объекты, подлежащие налогообложению,

  1. в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством[13].

Вообще, в финансовой литературе нет единства между авторами по

поводу определения форм налогового контроля. Например, некоторые  выделяют формы, альтернативные закрепленным законодательно: ревизию, проверку и  надзор.

Важно упомянуть методы налогового контроля, под которыми понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля [14, с. 123].

По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу его форм, существует несколько точек зрения. Некоторые авторы в составе метода государственного налогового контроля выделяют:

1) общенаучные методические  приемы исследования объектов  контроля (анализ, синтез, моделирование,  научное абстрагирование и др.);

2) собственно эмпирические  методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, формальная  и арифметическая проверки, письменный  и устный опросы и т. д.);

3) специфические приемы  смежных экономических наук (приемы  экономического анализа, экономико-математические  методы, методы теории вероятностей  и математической статистики) [3, с. 306].

Следует отметить, что налоговый  контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами – ревизией и проверкой. Самым распространенным методом налогового контроля является налоговая проверка, которая может быть классифицирована по различным основаниям [10, с. 63].

Говоря о классификации  налогового контроля, необходимо отметить множественность критериев классификации. Так, в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, выделяют:

  1. налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
  2. налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими

органами.

В зависимости от характеристики контролируемых лиц выделяют:

  1. налоговый контроль организаций;
  2. налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
  3. налоговый контроль физических лиц, не являющихся

индивидуальными предпринимателями.

 В зависимости от  объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

  1. комплексный налоговый контроль, подразумевающий исследование

всего комплекса деятельности исследуемого лица по вопросам, касающимся налогообложения;

  1. тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку

отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и  соблюдения налогового законодательства;

  1. целевой налоговый контроль, производимый по отдельным

финансовым операциям  налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых  льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

  1. рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах

деятельности налогоплательщиков, связанных с приемом наличных

денежных средств от покупателей (клиентов), произведенной продукции, выполнения работ (оказания услуг) [4, с. 321].

В зависимости от места  проведения мероприятий налогового контроля выделяют:

Информация о работе Финансовый контроль, налоговый контроль, организация налогового контроля, органы налогового контроля