Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы органов, осуществляющих налоговый контроль.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
изучение видов, форм и методов налогового контроля;
изучение особенностей деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоритические основы налогового контроля…………………………………6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля……………………………………………………………6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………….………………11
2 Организация контрольной деятельности налоговых органов………………15
2.1 Органы, осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Контрольная деятельность налоговых органов………………………...…18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
расположения налогового органа). Особенностью камеральной проверки является то, что в ходе ее проведения изучаются те документы, которые плательщик представляет в соответствии с налоговым законодательством. Те документы, оформление которых законодательство предусматривает, но которые оно не обязывает представлять в налоговый орган (например, первичные документы), в ходе камеральной проверки не изучаются. В первую очередь в ходе камеральной проверки изучаются налоговые декларации (расчеты) [5, С. 67].
проверяемого субъекта).
По периодичности проведения выездные налоговые проверки делятся на:
графиков проверки, утвержденных Государственным налоговым комитетом (ГНК). Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами. Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика проводятся не более одного раза в год.
Беларусь; Совета по координации контрольной деятельности; Совета Министров Республики Беларусь; Комитета государственного контроля; правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов; Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь; в исключительных случаях – по поручению руководителя инспекции ГНК.
По источникам получения информации о результатах финансово-
хозяйственной деятельности
проверяемых субъектов
финансовых документах (отчетах, расчетах и др.)
наличных денежных средств, осмотра, обмера товарно-материальных ценностей и совершения других процессуальных действий[10, с. 63-64].
2 Организация контрольной деятельности налоговых органов
2.1 Органы, осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь
Налоговый контроль осуществляется
уполномоченными органами государства
посредством проведения ими конкретных
контрольных действий, регламентированных
специальным законодательством. При
этом контролирующая и контролируемая
стороны наделены также законодательно
закрепленными правами и
Говоря о системе органов
налогового контроля, необходимо еще
раз отметить, что существует государственный
налоговый контроль и контроль, осуществляемый
аудиторскими организациями и
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах. К органам, осуществляющим налоговый контроль, относятся также Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы; Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь; Министерство финансов Республики Беларусь [11, с.80].
Данный перечень не является исчерпывающим, ибо контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и другие органы.
Деятельность государственной налоговой службы в Республике Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь от 02.02.1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1592. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС. Среди основных задач данного органа в сфере налогового контроля можно выделить: осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды; предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции [15].
В соответствии со статьей 2
Закона Республики Беларусь «О Комитете
государственного контроля Республики
Беларусь» Комитет
Для выполнения возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач в налоговой сфере их должностные лица, в частности, правомочны:
– получать от государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;
– получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую, статистическую информацию, сведения об операциях, счетах;
– безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;
– проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей [16].
Важное место в системе
налогового контроля республики занимает
Управление методологии и организации
контрольной работы, которое является
самостоятельным структурным
– методологическое и организационное обеспечение деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве;
– обеспечение соблюдения в контрольной работе налоговых органов установленного порядка организации и проведения проверок, соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и предпринимательстве;
– повышение эффективности контрольной работы налоговых органов, совершенствование ее форм, методов и правового регулирования.
В соответствии с возложенными на него задачами управление осуществляет следующие функции:
– осуществляет методологическое руководство контрольной работой инспекций МНС;
– координирует и направляет контрольную работу инспекций МНС в целях обеспечения единообразного применения в их деятельности законодательства, форм и методов контрольной работы, повышения ее эффективности;
– изучает и анализирует практику контрольной работы инспекций МНС, распространяет положительный опыт организации контрольной работы, применения законодательства, форм и методов контрольной работы;
– оказывает инспекциям МНС методическую и практическую помощь в организации контрольной работы, применении эффективных форм и методов контрольной работы;
– анализирует эффективность действия законодательства о налогах и предпринимательстве, а также законодательства по вопросам контрольной работы налоговых органов [21].
В некоторых государствах
специальных налоговых служб
нет, а контрольную деятельность
в сфере налогообложения
В соответствии с Типовым
положением об инспекции Министерства
по налогам и сборам, Инспекция
Министерства по налогам и сборам
входит в структуру Министерства
по налогам и сборам, является юридическим
лицом, имеет печать, бланки с изображением
Государственного герба Республики
Беларусь и со своим наименованием,
счета в банках. ИМНС подотчетна
и подконтрольна вышестоящим
инспекциям МНС. Как органы налогового
контроля, ИМНС выполняют задачи по
осуществлению контроля в пределах
своей компетенции за соблюдением
законодательства о налогах и
предпринимательстве, декларированием
физическими лицами доходов, имущества
и источников денежных средств, обеспечением
правильного исчисления, полной и
своевременной уплаты налогов, сборов
и иных обязательных платежей в бюджет,
государственные целевые
Министерство финансов Республики Беларусь в определенной степени также контролирует сферу налогообложения. В Положении о Министерстве финансов за ним закреплена функция осуществления контроля за доходной частью бюджета.
Департамент финансовых расследований
Комитета госконтроля занимается проведением
дознания и предварительного следствия
по делам о налоговых нарушениях,
а также разрабатывает и
Еще один орган, в компетенцию
которого входит налоговый контроль—это
Государственный таможенный комитет
и его структурные
Кроме специалистов органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов, ведомственных контролеров-специалистов, контрольно-ревизионных управлений министерств, работников бухгалтерии, финансового отдела и других служб предприятия, в Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют также независимые аудиторы по договорам на платной основе.
Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля [17, С. 75]
2.2 Контрольная деятельность налоговых органов
Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности. Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и развивается поэтапно.
При определении основных этапов контрольной деятельности существует целый спектр научных мнений. Так, например Л. А. Сергиенко разбивает процесс осуществления контроля на ряд последовательно идущих друг за другом стадий:
1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению;
2) подготовка к проверке;
3) проведение проверки;
4) составление, обсуждение
и принятие контролирующим
5) реализация принятого
по материалам проверки
6) рассмотрение возможных
жалоб на принятое контрольным
органом (должностным лицом)
7) контроль за фактическим исполнением решений, а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки.
Е.В. Поролло считает, что налоговый контроль включает в себя следующие стадии: