Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы органов, осуществляющих налоговый контроль.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
изучение видов, форм и методов налогового контроля;
изучение особенностей деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоритические основы налогового контроля…………………………………6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля……………………………………………………………6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………….………………11
2 Организация контрольной деятельности налоговых органов………………15
2.1 Органы, осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Контрольная деятельность налоговых органов………………………...…18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
финансовых санкций и административных штрафов [14, с. 135].
Учитывая однородность задач
и осуществляемых в ходе каждого
этапа действий, состав участников,
методы и формы контрольной
На данном первоначальном
этапе деятельности налоговых органов
предполагается, что каждый налогоплательщик
(или его налоговый агент) должен
быть зарегистрирован в налоговых
органах по основаниям, установленным
налоговым законодательством. Результатом
учета становится создание и ведение
единого реестра
На данном этапе должны выполняться следующие действия:
–определение цели и сроков проведения мероприятий налогового контроля;
–составление планов проведения мероприятий налогового контроля на определенный период времени;
–отбор организаций и физических лиц, в отношении которых предполагается проведение мероприятий налогового контроля;
–анализ и оценка экономических характеристик деятельности налогоплательщика (объем выручки, объем продаж, вид деятельности, число работников и т. д.);
–выбор форм и методов соответствующей контрольной деятельности;
–подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж;
– составление плана проведения конкретного мероприятия налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика.
Необходимо заметить, что данный этап налогового контроля отсутствует при проведении некоторых конкретных мероприятий налогового контроля (таких как, например, камеральные проверки).
Непосредственное проведение мероприятий налогового контроля является центральным этапом контрольной деятельности уполномоченных органов. Именно в рамках данного этапа происходит реализация большей части полномочий налоговых органов, а также выявление и установление фактов нарушений налогового законодательства.В ходе данного этапа контрольной деятельности должностные лица налоговых органов в зависимости от вида проводимого контрольного мероприятия совершают определенные действия, предписанные им законодателем, по установлению правильности и своевременности расчетов проверяемого лица по уплате налогов и сборов.
составление итогового документа. Фиксация результатов налогового контроля в документальном виде является основой контрольной деятельности налоговых органов и имеет решающее значение для последующего привлечения виновного лица к ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Документы налогового контроля, фиксирующие результаты проведенных контрольных действий, являются итоговыми документами налогового контроля. Как правило, такие документы содержат описание выявленных фактов нарушений, состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налоговых платежей, а также правовую оценку действий (бездействия) налогоплательщиков и иных обязанных лиц. Документами, оформляющими результаты налогового контроля, являются акты налоговых проверок, протоколы отдельных процессуальных действий, заключение эксперта, акт инвентаризации налогоплательщика, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др.
Необходимо акцентировать
внимание на том, что обмен информацией,
получаемой налоговыми органами, с
другими уполномоченными
Итак, проведение контрольной деятельности органами государственного налогового контроля осуществляется поэтапно. Кроме того, каждое отдельно взятое контрольное мероприятие можно разделить на ряд стадий и этапов.
Следует упомянуть и про полномочия, которыми обладают налоговые органы. Эти полномочия можно разделить на группы:
1) полномочия по осуществлению
учета налогоплательщиков, например,
право требовать от
2) полномочия по назначению
и проведению мероприятий
3) полномочия по истребованию
необходимых для проведения
4) полномочия по вызову и привлечению лиц к участию в мероприятиях налогового контроля: право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы плательщиков в связи с налоговой проверкой, право привлекать для проведения налогового контроля экспертов, переводчиков, понятых и т. д.;
5) полномочия требовать от налогоплательщиков устранения нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение указанных требований;
6) полномочия по определению сумм налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках [6, с. 184-185].
По результатам своей контрольной деятельности нижестоящие налоговые органы предоставляют отчеты вышестоящим, которые, в свою очередь, обобщают практику работы налоговых органов, вносят предложения по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных актов, разрабатывают методические рекомендации по применению законодательных норм.
Что касается контролируемых субъектов—налогоплательщиков, то они имеют также определенный круг полномочий. Так, при проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц, уполномоченных органов проведения налоговых проверок с периодичностью и в порядке, установленными законодательно; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля соответствующими органами в ходе выездных проверок; обжаловать неправомерные действия должностных лиц и решения органов налогового контроля и др.
Помимо прав на налогоплательщиков
возложен целый комплекс обязанностей,
выполнение которых призвано обеспечить
эффективность осуществляемых контрольных
действий налоговыми органами, например,
обязанности вести в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах. Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения.
Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является стремление плательщика так или иначе избежать уплаты налогов.
Необходимо отметить, что
организация налогового контроля базируется
на совокупности принципов, являющих собой
базовые положения, которые определяют
эффективное осуществление
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.
Таким образом, для организации
налогового контроля любого государства
весьма важное значение имеет наличие
необходимой законодательной
Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам, Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь; Министерство финансов Республики Беларусь. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.
Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ