Финансовый контроль, налоговый контроль, организация налогового контроля, органы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы органов, осуществляющих налоговый контроль.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
изучение видов, форм и методов налогового контроля;
изучение особенностей деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоритические основы налогового контроля…………………………………6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля……………………………………………………………6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………….………………11
2 Организация контрольной деятельности налоговых органов………………15
2.1 Органы, осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Контрольная деятельность налоговых органов………………………...…18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

финансовых санкций и административных штрафов [14, с. 135].

Учитывая однородность задач  и осуществляемых в ходе каждого  этапа действий, состав участников, методы и формы контрольной деятельности, а также состав документов, оформляющих  итоговые результаты, можно выделить следующие этапы налогового контроля в целом.

  1. Проведение учета организаций и физических лиц в налоговых органах.

На данном первоначальном этапе деятельности налоговых органов  предполагается, что каждый налогоплательщик (или его налоговый агент) должен быть зарегистрирован в налоговых  органах по основаниям, установленным  налоговым законодательством. Результатом  учета становится создание и ведение  единого реестра налогоплательщиков.

  1. Подготовительный этап осуществления налогового контроля.

На данном этапе должны выполняться следующие действия:

–определение цели и сроков проведения мероприятий налогового контроля;

–составление планов проведения мероприятий налогового контроля на определенный период времени;

–отбор организаций и физических лиц, в отношении которых предполагается проведение мероприятий налогового контроля;

–анализ и оценка экономических характеристик деятельности налогоплательщика (объем выручки, объем продаж, вид деятельности, число работников и т. д.);

–выбор форм и методов соответствующей контрольной деятельности;

–подбор исполнителей (специалистов) и их инструктаж;

– составление плана проведения конкретного мероприятия налогового контроля в отношении конкретного налогоплательщика.

  1. Назначение мероприятий налогового контроля.

Необходимо заметить, что  данный этап налогового контроля отсутствует  при проведении некоторых конкретных мероприятий налогового контроля (таких как, например, камеральные проверки).

  1. Проведение мероприятий налогового контроля.

Непосредственное проведение мероприятий налогового контроля является центральным этапом контрольной  деятельности уполномоченных органов. Именно в рамках данного этапа  происходит реализация большей части  полномочий налоговых органов, а  также выявление и установление фактов нарушений налогового законодательства.В ходе данного этапа контрольной деятельности должностные лица налоговых органов в зависимости от вида проводимого контрольного мероприятия совершают определенные действия, предписанные им законодателем, по установлению правильности и своевременности расчетов проверяемого лица по уплате налогов и сборов.

  1. Оформление результатов мероприятий налогового контроля и

составление итогового документа. Фиксация результатов налогового контроля в документальном виде является основой контрольной деятельности налоговых органов и имеет решающее значение для последующего привлечения виновного лица к ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Документы налогового контроля, фиксирующие результаты проведенных контрольных действий, являются итоговыми документами налогового контроля. Как правило, такие документы содержат описание выявленных фактов нарушений, состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налоговых платежей, а также правовую оценку действий (бездействия) налогоплательщиков и иных обязанных лиц. Документами, оформляющими результаты налогового контроля, являются акты налоговых проверок, протоколы отдельных процессуальных действий, заключение эксперта, акт инвентаризации налогоплательщика, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др.

  1. Обмен контрольной информацией с уполномоченными органами.

Необходимо акцентировать  внимание на том, что обмен информацией, получаемой налоговыми органами, с  другими уполномоченными органами, имеющими право на получение такой  информации, осуществляется постоянно, а не только после проведения мероприятий  налогового контроля. Тем не менее  в случаях, когда необходимо получение  документально зафиксированной  информации, соответствующие данные и документы передаются в государственные  органы обычно после завершения конкретных контрольных процедур[2, с. 108].

Итак, проведение контрольной  деятельности органами государственного налогового контроля осуществляется поэтапно. Кроме того, каждое отдельно взятое контрольное мероприятие можно  разделить на ряд стадий и этапов.

 Следует упомянуть  и про полномочия, которыми обладают  налоговые органы. Эти полномочия можно разделить на группы:

1) полномочия по осуществлению  учета налогоплательщиков, например, право требовать от налогоплательщика  (или его представителя) всех  документов, предусмотренных соответствующим  законодательством для предъявления  налоговым органам при постановке  на учет и т. д.;

2) полномочия по назначению  и проведению мероприятий налогового  контроля.

3) полномочия по истребованию  необходимых для проведения мероприятий  налогового контроля документов  и информации.

4) полномочия по вызову  и привлечению лиц к участию  в мероприятиях налогового контроля: право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы плательщиков в связи с налоговой проверкой, право привлекать для проведения налогового контроля экспертов, переводчиков, понятых и т. д.;

        5) полномочия требовать от налогоплательщиков устранения нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение указанных требований;

        6) полномочия по определению сумм налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках [6, с. 184-185].

По результатам своей  контрольной деятельности нижестоящие налоговые органы предоставляют отчеты вышестоящим, которые, в свою очередь, обобщают практику работы налоговых органов, вносят предложения по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных актов, разрабатывают методические рекомендации по применению законодательных норм.

Что касается контролируемых субъектов—налогоплательщиков, то они  имеют также определенный круг полномочий. Так, при проведении мероприятий  налогового контроля налогоплательщики  имеют право требовать от должностных  лиц, уполномоченных органов проведения налоговых проверок с периодичностью и в порядке, установленными законодательно; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля соответствующими органами в ходе выездных проверок; обжаловать неправомерные действия должностных лиц и решения органов налогового контроля и др.

Помимо прав на налогоплательщиков возложен целый комплекс обязанностей, выполнение которых призвано обеспечить эффективность осуществляемых контрольных  действий налоговыми органами, например, обязанности вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; предоставлять  в налоговые органы в установленном  порядке налоговые декларации и  бухгалтерскую отчетность по налогам, которые они обязаны уплачивать, предоставлять налоговым органам  необходимые для осуществления  контрольных мероприятий документы; выполнять законные требования по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать выполнению должностными лицами уполномоченных органов  своих служебных обязанностей в сфере налогового контроля [12, с. 308].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях в  системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который  призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах. Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Большинство авторов, давая  определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения.

Необходимость существования  налогового контроля обусловлена рядом  причин, одной из которых является стремление плательщика так или  иначе избежать уплаты налогов.

Необходимо отметить, что  организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой  базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в  виде неразрывно связанных между  собой и составляющих единое целое  элементов, урегулированных правовым образом.Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых  является необходимым для понимания  сущности налогового контроля.Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка.

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

Таким образом, для организации  налогового контроля любого государства  весьма важное значение имеет наличие  необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность органов  уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и, в конечном счете, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

Что касается организации  налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в  сфере налогообложения; инспекции  Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам, Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь; Министерство финансов Республики Беларусь. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.

Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций  обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ашмарина, Е.М. Налоговое право как инструмент регулирования экономических процессов  / Е.М  Ашмарина // Финансовое право. – 2003. –  № 2. – С. 28
  2. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб.пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 320 с.
  3. Брызгалин, А.В. Острые вопросы налогового контроля: учеб.  /  А.В. Брызгалин. – М.: Юристъ, 2002. – 420 с.
  4. Василевская, Т,И. Налоговое право: практич. Рекомендации / Т.И. Василевская. – Минск: Белпринт, 2000. – 544 с.
  5. Веремейко, Ю. Особенности применения административной ответственности за налоговые правонарушения / Ю. Веремейко // Юрист. – 2011. - № 1. – С. 67
  6. Гюрджан, В.А. Налоги в Республике Беларусь. Теория и практика: учеб.пособ. / В.А. Гюрджан. – Минск: Светоч, 2002. – 256 с.
  7. Дробыш, А.Б. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Общая часть / А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин. – Минск: Дикта, 2003. – 288 с.
  8. Заяц, Н.Е. Налоги: учеб.пособие /  Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская. – Минск: БГЭУ, 2000. – 368 с.
  9. Заяц, Н. Е. Теория налогов: учеб.пособие / Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 280 с .
  10. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь: учеб. / А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск: Тесей, 2002. – 304 с.
  11. Луцевич, И.Я. Виды налоговых проверок / И.Я Луцевич // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь. – 2009. – № 37. – С. 80-83.
  12. Лукаш, Ю.А. Права налогоплательщика: учеб. / Ю.А. Лукаш. – М.: Книжный мир, 2001. – 406 с.
  13. Налоговый кодекс: КодексРесп. Беларусь, 19 декабря 2002 г., № 166-З: в    ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 г., № 302-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой  информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Дата доступа 13.11.2011
  14. Ногина, О. А. Налоговый контроль: вопросы теории: учеб. / О.А. Ногина. – М.: СПб. Питер, 2002. – 160 с.
  15. О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 2 февр. 1994 г., №  2737-XII  / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011. – Дата доступа 20.11.2011.
  16. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 9 февр. 2000г., № 369-З / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011. – Дата доступа 20.11.2011
  17. Передереев, А.В. методы налогового контроля: специальные исследования / А.В. Передереев // Государство и право. – 2002. - № 9. – С. 75
  18. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учеб.пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 448 с.  
  19. Родионова,  В. М. Финансовый контроль: учеб.пособие / В.М. Родионова, В.И. Шлейников.  – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
  20. Типовое положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 28 дек. 2001 г., № 136  / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011. – Дата доступа 18.11.2011.
  21. Цыбина, Л. Контрольная деятельность налоговых органов. Отвечаем на вопросы / Л. Цыбина // Налоги Беларуси [Электронный ресурс]. – 2005. - № 22. – Режим доступа: http:// www.bizinfo.by. Дата доступа: 21.11. 2011

Информация о работе Финансовый контроль, налоговый контроль, организация налогового контроля, органы налогового контроля