Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа
В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Возрастает количество лиц имеющих доступ в интернет, и использующих его для удовлетворения своих потребностей: сегодня мы делаем покупки через интернет магазины, оплачиваем коммунальные услуги, получаем кредиты в банках, в конечном счете, мы имеем возможность подачи искового заявления в Арбитражный суд через интернет. Таким образом, время само нам диктует необходимость создания открытых и общедоступных систем управления государством, расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО 6
1.1 Понятие и цели внедрения электронного государства 6
1.2 Электронное государство и российское общество (федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002 – 2010 гг., результаты внедрения) 10
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО» 16
2.1 Понятие, цели и задачи, принципы системы «электронный бюджет» 16
2.2 Этапы и сроки реализации системы «Электронный бюджет» 19
2.3 Основные направления создания и развития системы «Электронный бюджет» 22
2.4 Основные преимущества использования системы «Электронный бюджет» 27
2.5 Проблемы реализации системы «Электронный бюджет» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное
государственное бюджетное
«Забайкальский
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет
Кафедра «Административного права и таможенного дела»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовое право»
На тему:
«Электронный бюджет» концепция создания и развития.
Выполнил: студент 3 курса группы ЮР-10-3
Номер зачетной книжки: 211306
Белоносова Мария Андреевна
Научный руководитель: Зав.кафедрой ГП и ГП, к.ю.н., доцент
Чеботарева Анна Александровна
Чита 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Возрастает количество лиц имеющих доступ в интернет, и использующих его для удовлетворения своих потребностей: сегодня мы делаем покупки через интернет магазины, оплачиваем коммунальные услуги, получаем кредиты в банках, в конечном счете, мы имеем возможность подачи искового заявления в Арбитражный суд через интернет. Таким образом, время само нам диктует необходимость создания открытых и общедоступных систем управления государством, расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения. На сегодняшний день в качестве примера мы можем привести действовавшую в 2002 – 2010 годах федеральную целевую программу «Электронная Россия», и реализуемую интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». Одним из направлений данных программ является создание электронного правительства. Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно – телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.
Во многих странах "электронное правительство" только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует. Так, активно реализуют проекты "электронного правительства" в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Сингапуре и других странах. С начала 2000 г. к реализации такого проекта приступили правительства Японии, Дубай и Катар.
Принципы «Электронного государства» сформулированы в рамках международной инициативы «Партнерство – открытое правительство». Они заключаются в прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого участника бюджетного процесса, начиная министерством или ведомством и заканчивая бюджетной организацией, а также в участии граждан, общественных институтов, бизнеса в каждом этапе формирования и утверждения аудита финансовой информации. «Все это дает возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом, а значит, повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств»1.
Концепция создания и
развития государственной
Цель исследования заключается в раскрытии понятия «электронный бюджет», его направления в создании и развитии, выявить положительные черты применения данной концепции, соответственно проблемы в реализации проекта.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, в процессе создания и развития системы «Электронный бюджет».
Предмет исследования: положения Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобренной Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р.
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО
1.1 Понятие и цели внедрения электронного государства
Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию «e – government». Одно из его значений – «электронное правительство». Однако в современных международно – правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом3. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной)4.
«Электронное государство» представляет собой использование информационно – коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным.
По мнению Ю. Ирхина, «электронное государство» – интернет – технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Электронное государство рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).5
По мнению Ю. Ирхина, прямой перевод словосочетания «e – government» не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет – взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес – структурами и общественными объединениями, с другой. Однако термин «электронное государство» получил необходимое международное признание, широко используется в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним выделяют подсистему «электронных муниципалитетов», используются понятия: «электронный бизнес» – e – Business» и «электронный гражданин – «e – Citizen». В рамках «электронного правительства» предполагается взаимодействие (прямое и обратное) внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.
Концепция и сам термин электронного государства появились совсем недавно — в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения «e – government», имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба.6
В концепции «электронного государства» вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность «e – government» должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широкого использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.7
Процесс становления системы «e – government» можно условно разделить на три основных стадии – направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».
«Публичность» – означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.
«Участие» – подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.
«Онлайн – транзакции» – обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет: оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе – предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.8
Электронное правительство определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами9.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:
Таким образом, создание Электронного Правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
Программа «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.) была рассчитана на 9 лет, в течение которых стояло задачей предпринять меры, направленные на информатизацию России.
Программа предполагала реформу нормативного регулирования рынка информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны были быть подключены к интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.
Идея «Электронной России» возникла вначале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом.
Информация о работе «Электронный бюджет» концепция создания и развития