Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа
В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Возрастает количество лиц имеющих доступ в интернет, и использующих его для удовлетворения своих потребностей: сегодня мы делаем покупки через интернет магазины, оплачиваем коммунальные услуги, получаем кредиты в банках, в конечном счете, мы имеем возможность подачи искового заявления в Арбитражный суд через интернет. Таким образом, время само нам диктует необходимость создания открытых и общедоступных систем управления государством, расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО 6
1.1 Понятие и цели внедрения электронного государства 6
1.2 Электронное государство и российское общество (федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002 – 2010 гг., результаты внедрения) 10
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО» 16
2.1 Понятие, цели и задачи, принципы системы «электронный бюджет» 16
2.2 Этапы и сроки реализации системы «Электронный бюджет» 19
2.3 Основные направления создания и развития системы «Электронный бюджет» 22
2.4 Основные преимущества использования системы «Электронный бюджет» 27
2.5 Проблемы реализации системы «Электронный бюджет» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Важным направлением
при формировании системы "Электронный
бюджет" является создание и развитие
единого портала бюджетной
При создании единого
портала бюджетной системы
2.4 Основные
преимущества использования
Говоря об основных преимуществах данной системы необходимо разграничить субъектов, приобретающих эти преимущества.
1) для государственных (муниципальных) учреждений это:
• экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;
• ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;
2) для главных распорядителей бюджетных средств:
• возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями в единой базе данных;
• возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета;
• оперативный мониторинг хода исполнения бюджета;
• возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;
3) для руководителей и менеджеров:
• возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в онлайн – режиме;
• контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в онлайн – режиме;
4) для бюджетной системы:
• применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
• отсутствие дублирования информации;
• экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на информационно технических специалистов;
5) для населения: это реальная возможность контролировать процессы планирования, исполнения бюджета.
Помимо выше сказанного, еще одним преимуществом стала возможность взаимодействия специалистов всех органов финансовой деятельности разных уровней, будь то федеральный, региональный или местный.
Еще одним положительным моментом является то, что работникам муниципального образования теперь не нужно следить за обновлениями программы, осуществлять администрирование базы данных, создавать резервные копии. Все эти функции выполняются централизованно, в Министерстве финансов субъекта РФ.
2.5 Проблемы реализации системы «Электронный бюджет»
Отмечая положительные черты системы «Электронный бюджет», нельзя забывать, о проблемах реализации любого проекта. Так в процессе реализации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «электронный бюджет», его разработчики так же столкнулись с некоторыми проблемами.
Первой проблемой стало отсутствие необходимого технического оснащения. Трудно представить полноценную интеграцию различных организаций в рамках построения электронного бюджета, если часть из них работает на современном оборудовании и современных программных продуктах, а другая часть использует устаревшую технику и программы прошлого века.
Второй проблемой, ссылаясь на интервью Дмитрия Вахрушева, члена экспертной группы при Комиссии по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами Министерства финансов РФ, можно сказать, является отсутствие программного обеспечения. Как заявляет сам Дмитрий Вахрушев: «Переход на новое программное обеспечение всегда тяжело воспринимается специалистами в учреждениях. Я очень часто сталкивался при замене одного программного продукта на другой с элементарной проблемой, когда бухгалтер не может найти кнопку, которую нажимал раньше … надо грамотно организовать обучение персонала на этапе внедрения и создать качественную систему поддержки».
Третья проблема состоит в следующем – каждый субъект РФ живет и развивается по своему, отличному от всех остальных пути, имеет свою специфику. Если мы будем применять к каждому региону одну и ту же методику, это вряд ли даст результаты. Очень важно, чтобы внедрённая система была действительно востребована на местах, а главное – работала. Чтобы в регионах была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи субъекта РФ, а также учитывать специфику каждого региона. Нужна адаптация системы под нужды конечных пользователей, в данном случае – под нужды публично – правовых образований (субъектов РФ и муниципальных образований). Такую адаптацию можно проводить намного эффективнее, если региональный сегмент «Электронного бюджета» будут создавать региональные разработчики.11
Четвертая проблема – неготовность российских разработчиков программного обеспечения включиться в работу по созданию компонентов системы «Электронный бюджет» из-за узкой специализации, т.е., когда одна компания занимается только государственными закупками, другая – только бюджетным учётом или отчётностью, третья – только казначейским учётом. В Связи с этим для решения задач стоящих в рамках концепции «Электронный бюджет» разработчик должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе увязки всех систем (государственных закупок, бюджетным учетом и контролем) в одну.
Одна из главных задач централизации — информационные потоки должны стать строго электронными (бумажный документооборот исключается) с формированием единых учетных реестров и классификаторов с должной степенью открытости и прозрачности. Если говорить об уровне автоматизации субъектов РФ и муниципальных образований, то на сегодняшний день большинство финансовых органов применяют в своей работе отдельные локальные информационные системы управления общественными финансами, которые разворачиваются на собственном серверном оборудовании, причем каждый финансовый орган муниципалитета самостоятельно занимается поддержкой и развитием программных и технических средств автоматизации.
Различные варианты многочисленных сверок финансовых показателей, применяемые сегодня на региональном уровне между ведомствами и тем более, внутри одного ведомства, противоречат принципу однократного ввода информации – что является пятой проблемой реализации системы «Электронный бюджет», поскольку неоднократность ввода информации не позволит эффективно работать этой системе. Обозначилась необходимость интеграции региональных информационных систем с государственной системой РФ.
Таким образом, проанализировав положения концепции создания и развития государственной интегрированной системы «Электронный бюджет» были обозначены основные проблемы реализации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный Бюджет», для разработчиков остается главное – найти эффективные пути решения данных вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До 2015 года система электронного
бюджета объединит все
Прежде всего, обратим внимание на то, что своим появлением Концепция обязана программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101 – р). В рамках Концепции определены цели, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Так, с ее помощью планируется обнародовать плановые и фактические результаты работы государственного сектора в сфере управления общественными финансами, размещать информацию об активах и обязательствах публично – правовых образований, своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово – хозяйственные операции.
В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация: бюджетного планирования; управления доходами и расходами; управления долгом и финансовыми активами; управления денежными средствами; управления закупками; управления нефинансовыми активами; управления кадровыми ресурсами; бухгалтерского и управленческого учета; финансового контроля.
Внедрение электронного документооборота в финансово – хозяйственную деятельность учреждений создает возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу обеспечения обработки информации, формируемой посредством единого ввода, в режиме реального времени.
Рассмотрев концепцию
создания и развития интегрированной
информационной системы управления
общественными финансами «
Помимо преимуществ были выявлены основные проблемы реализации системы «Электронный бюджет» – отсутствие необходимого технического и программного обеспечения, узкая специализация разработчиков программного обеспечения, проблема интеграции региональный информационных систем и системы РФ.
Рассмотренная Концепция не является нормативным правовым документом. Это программный документ, описывающий комплекс мер по созданию «Электронного бюджета». Он позволяет получить лишь представление о том, каким образом будет организована новая система «Электронный бюджет» и какие возможности она откроет для бюджетных учреждений. Однако, как такового механизма реализации системы «Электронный бюджет» нет, нет конкретных норм регулирующих порядок внедрения системы. В связи с этим, необходимо провести мониторинг состояние текущего законодательства, регулирующего вопросы системы «Электронный бюджет» и принять соответствующий федеральный закон, для устранения пробелов.
Необходимо разработать систему контроля над реализацией проекта «Электронный бюджет» и обеспечить отражение этого вопроса в средствах массовой информации, так как сегодня общество не имеет реальной возможности отслеживать процесс введения в действие системы «Электронный бюджет».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
Учебники, монографии и научно-практические издания:
Статьи в периодических изданиях:
Информация о работе «Электронный бюджет» концепция создания и развития