Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 05:47, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Введение 4
Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов 5
1.1 Налог на доходы физических лиц 5
1.2 Налоги на имущество физических лиц 21
1.3 Уплата налога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения 26
Глава 2. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства 27
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложение 39
Содержание
Введение
Глава 1. Правовое регулирование
основных видов налогов
1.1 Налог на доходы физических
лиц
1.2 Налоги на имущество физических
лиц
1.3 Уплата налога с имущества
переходящего в порядке наследования
или дарения
Глава 2. Ответственность
физических лиц за нарушение налогового
законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Налоги - необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
В Российской Федерации, как
и в других странах мира, существует
разветвленная система налогов,
взимаемых с собственных
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля гос. органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками. В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: подоходный налог; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.
Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов
1.1. Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц, но так было не всегда. Исторически первыми возникли имущественные налоги, например, поземельный, подомовой, которые представляли собой налоги на различные виды имущества и не затрагивали социальный статус плательщика.
Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Он наиболее полно отвечает одному из классических принципов налогообложения — принципу справедливости: его уплачивает тот, кто имеет доход. Кроме того, источник уплаты налога и объект налогообложения совпадают, в отличие от имущественных налогов.
В настоящее время порядок его исчисления и уплаты определяется главой 23 НК РФ.
Плательщики налога:
· физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
· физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников, расположенных на территории России (ст. 207 НК РФ).
Под физическими лицами понимаются
граждане России, иностранные граждане
и лица без гражданства. Принадлежность
к гражданству подтверждается паспортом
гражданина РФ или иностранным паспортом.
Лицом без гражданства
Для правильности исчисления налога на доходы физических лиц необходимо четко определить, кто признается резидентом Российской Федерации. К физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации относятся лица, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в календарном году, независимо от гражданства. Законодательно определено, что течение срока фактического нахождения на территории России начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию России. А дата отъезда за пределы территории России включается в количество дней фактического нахождения на территории страны.
С 1 января 2007 г. налоговым
резидентом признается физическое лицо,
фактически находящееся на территории
Российской Федерации не менее 183 дней
в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом период не прерывается, если
физическое лицо выехало за пределы
РФ на срок не более 6 месяцев для
лечения или обучения. Российские
военнослужащие, проходящие службу за
границей, а также сотрудники органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, командированные
за пределы РФ, должны признаваться
резидентами независимо от фактического
времени нахождения на территории Российской
Федерации. Таким образом, в отличие
от определения понятия «резидент»
Объектом налогообложения согласно ст. 209 НК РФ являются:
· для резидентов - доход, полученный от источников на территории и за пределами России;
· для лиц, не являющихся резидентами - доход, полученный только от источников на территории России.
К доходам от источников в России, в частности, относятся (п. 1 ст. 208 НК РФ):
· дивиденды и проценты, выплачиваемые российскими или иностранными организациями в связи с деятельностью их представительств в России;
· страховые выплаты при наступлении страхового случая;
· доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;
· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
· пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
· доходы, полученные от использования любых транспортных средств;
· доходы от реализации недвижимого имущества, ценных бумаг, прав требования к российским или иностранным организациям (если ее деятельность осуществляется через постоянное представительство);
· иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Как сказано выше, к группе «доходы от источников в России» относятся дивиденды, выплачиваемые налоговым агентом физическому лицу - резиденту Российской Федерации и физическому лицу, которое не признается резидентом Российской Федерации. Если источником дохода является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику с учетом законодательно установленных ставок.
Пример 1: Уставный фонд организации
состоит из 1000 акций, из которых российской
организации принадлежит 700 акций, иностранной
организации — 50 акций, физическому
лицу — резиденту Российской Федерации
— 200 акций, физическому лицу — нерезиденту
Российской Федерации — 50 акций. Общим
собранием акционеров принято решение
выплатить дивиденды в размере
1 рубль на 1 акцию. Общая сумма
дивидендов, подлежащих распределению
налоговым агентом среди
1. Определим сумму дивидендов, подлежащих распределению среди акционеров, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации и сумму налога, удерживаемого налоговым агентом при их выплате.
Иностранной организации выдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумма налога, удерживаемого налоговым агентом по ставке 15% составит 8 руб. (50 руб. *15%).
Физическому лицу — нерезиденту Российской Федерации выдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумма налога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 30%, составит 15 руб. (50 руб. * 30%).
2. Сумма дивидендов, подлежащая распределению среди акционеров, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, составляет 900 руб. [1 руб. * (700 акций + 200 акций)].
Российской организации выдано 700 руб. (1 руб. * 700 акций). Сумма налога, удерживаемого налоговым агентом по ставке 9% согласно положениям п. 3 ст. 284 НК РФ, составит 63 руб. (700 руб. * 9%).;
Физическому лицу — резиденту Российской Федерации выдано 200 руб. (1 руб. * 200 акций). Сумма налога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 9%, составит 18 руб. (200 руб. * 9%).
Налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами России, вправе уменьшить налог на сумму, исчисленную и уплаченную по местонахождению источника, если с этим иностранным государством заключен международный договор об избежание двойного налогообложения.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Порядок расчет налога на доходы физических лиц представлен на рис. 1.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме. К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг. В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции по рыночным ценам. В данном случае сумма налога на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Остальная часть налога будет удерживаться в последующие месяцы (ст. 211 НК РФ).
Совокупный доход (в денежном, натуральном выражении; материальная выгода) |
(-)
Доходы, не подлежащие налогообложению |
(=)
Налоговая база |
(-)
Вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные) |
(=)
Сумма, облагаемая налогом |
(*)
Ставка налога |
(=)
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет |
Рис. 1 Схема расчета налога на доходы физических лиц
Пример 2: Работнику Васильеву А.П. начислено за январь 3000 руб. Ему же 20 января в счет оплаты труда выдано четыре изделия стоимостью по 800 руб. каждое. Налоговая база определяется в размере 3200 руб. (800 руб. * 4 шт.), т.е. вся сумма дохода получена в натуральной форме. Работник имеет право на стандартный вычет в размере 400 руб. Исчисленная сумма налога составляет 364 руб. [(3200 руб. - 400 руб.) х 13%]. Из-за отсутствия выплаты работнику денежных средств удержание исчисленной суммы налога не производится. Задолженность по налогу за налогоплательщиком составляет 364 руб.
За февраль работнику начислено 3000 руб. Доход с начала года определяется в размере 6200 руб. (3200 руб. + 3000 руб.). Сумма стандартного вычета равна 800 руб. (400 руб. * 2). Налоговая база с начала года составляет 5400 руб. (6200 руб. - 800 руб.). Исчисленная сумма налога с начала года определяется в размере 702 руб. (5400 руб. *13%). Предприятие 7 марта получило в банке денежные средства на оплату труда и одновременно перечислило в бюджет налог, удержанный за январь и февраль, в сумме 702 руб. Работнику выплачено 2298 руб. (3000 руб. - - 702 руб.). Удержанная сумма налога на доходы физических лиц не превысила 50% суммы выплат, т.е. 702 руб. меньше 1149 руб. (2298 руб. * 50%).
К доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды относятся (ст. 212 НК РФ):
· материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;
· материальная выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей;
· материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Определение размера материальной
выгоды, полученной налогоплательщиком
от приобретения товаров, рассчитывается
исходя из разницы цен по товарам,
приобретенным взаимозависимыми лицами
и реализованным сторонним