Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 05:47, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Введение 4
Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов 5
1.1 Налог на доходы физических лиц 5
1.2 Налоги на имущество физических лиц 21
1.3 Уплата налога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения 26
Глава 2. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства 27
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложение 39
______________________________
[7] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005г. №9-П
[8] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №10. ст. 995[9] См.: Собрание законодательства российской Федерации. 2001. №34. ст. 3512
соответствующим Конституции России, в частности ее ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 45 (ч. 1), 46 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57. Таким образом, это положение реализации не подлежит.
В силу п. 1 ст. 10 НК РФ порядок
привлечения к ответственности
и производство по делам о налоговых
правонарушениях осуществляются в
порядке, установленном главами 14 и
15 НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность
за деяние, совершенное физическим
лицом, наступает в том случае,
если это деяние не содержит признаков
состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством
Производство по делам
о нарушениях законодательства о
налогах и сборах, содержащих признаки
административного
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности[10].Для реализации контрольной функции государства в сфере налоговых отношений создана система государственных органов. В результате чего вопрос ответственности решается разными государственными органами (налоговыми и органами внутренних дел), разными ветвями власти (исполнительной и судебной). Законодатель установил между этими органами двустороннюю связь (п. 3 ст. 32, п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ).Как правило, факт неуплаты (неполной уплаты) налога индивидуальным предпринимателем устанавливается налоговым органом[11].
______________________________
[10] См.: Вестник ВАС РФ. 2001. №7
[11] Органы внутренних дел вправе самостоятельно производить проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, установленные статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного Кодекса РФ.
На основании решения
о привлечении к
В соответствии со ст. 45 НК РФ
взыскание налога (пени и штрафа)
с индивидуального
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, основанием для
направления налоговой
Следует обратить внимание
на то, что направление материалов
в органы внутренних дел для решения
вопроса о возбуждении
В п. 2 ст. 115 НК РФ содержится
указание, что в случае отказа в
возбуждении или прекращения
уголовного дела, но при наличии
налогового правонарушения срок подачи
искового заявления исчисляется
со дня получения налоговым
Определением от 24 октября
2007 г. N 12764/07 Высший Арбитражный Суд
РФ отказал предпринимателю в
передаче в Президиум дела N А26-8120/2006-213,
в котором предприниматель
Пленум Высшего Арбитражного
Суда РФ в п. 38 Постановления от 28
февраля 2001 г. N 5 (принятого в рамках
правового поля, когда НК РФ предписывал
налоговым органам взыскивать штрафы
исключительно в судебном порядке)
установил, что по смыслу п. 3 ст. 108 НК
РФ, если уполномоченным государственным
органом в установленном
Таким образом, возникает
следующая ситуация. Государство, в
лице налогового органа, учитывая требования
гл. 15 НК РФ, оценивает совершенное
предпринимателем деяние, применяет
налоговые санкции и
В то же время государство,
уже в лице органа внутренних дел,
при получении материалов от налогового
органа обязано установить факт неуплаты
налога, оценить деяние (за совершение
которого индивидуальный предприниматель
привлечен налоговым органом
к ответственности в порядке,
установленном главами 14 и 15 НК РФ),
совершенное тем же лицом, на предмет
установления противозаконности
Анализ судебной практики
свидетельствует о том, что вопрос
об одновременном привлечении
Кроме того, суд посчитал,
что привлечение
В Постановлении от 27 февраля
2006 г. N А78-7275/04-С2-27/651-Ф02-563/
Факт возбуждения уголовного дела не может служить достаточным доказательством наличия вины в форме умысла без вынесения приговора в отношении виновных лиц. Однако представляется, что прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию дает повод полагать, что вменяемое правонарушение следует квалифицировать не по п. 1, а по п. 3 ст. 122 НК РФ (деяния совершенные умышленно, иными словами - уклонение от уплаты налогов).
Субъективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 НК РФ, является неосторожность, а пунктом 3 - умысел, который, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 29 июля 2003 г. N 2916/03, может быть установлен с помощью различных доказательств.
В то же время решение
о привлечении к налоговой
ответственности налоговым
Как отметил Федеральный
арбитражный суд Северо-
Согласно п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, требование налогового органа о взыскании суммы налоговой санкции не может быть удовлетворено судом в случае неправильной квалификации заявителем совершенного ответчиком правонарушения[12]. При таких обстоятельствах суд вправе был сделать вывод, что налоговым органом неправильно квалифицировано правонарушение и при отсутствии права на переквалификацию следует освободить индивидуального предпринимателя от ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Однако в этом случае был бы нарушен принцип неотвратимости наказания (предприниматель не был бы привлечен ни к уголовной, ни к налоговой ответственности). Тем не менее, привлечение предпринимателя к ответственности с неправильной квалификацией совершенного деяния также недопустимо.
Подводя итог анализа правоприменительной практики привлечения физических лиц (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за нарушение налогового законодательства, приходится констатировать, что на сегодняшний день в действующем законодательстве недостаточно четко установлены и прописаны:
- порядок привлечения к ответственности, а также права и обязанности государственных органов;
- разграничения составов правонарушений и видов ответственности;
______________________________
[12] См.: Вестник ВАС РФ. 2003. №5
- совокупность различных видов юридической ответственности, предусмотренных нормами налогового, административного и уголовного права в их взаимосвязи.
В конечном итоге это приводит
к чрезмерному вторжению
Представляется, что следует
на нормативном уровне создать такие
условия, чтобы до минимума сократить
возможность привлечения
Заключение
Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизационном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Налог на доходы физических лиц всегда был одним из наиболее значимых в налоговой системе Российской Федерации, поскольку он затрагивает интересы не только юридических лиц - организаций, но и каждого гражданина. Кроме того, наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации и подъему экономики России и рост оплаты труда способствуют дальнейшему росту поступлений налога на доходы физических лиц как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации.