Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 05:47, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально - экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Введение 4
Глава 1. Правовое регулирование основных видов налогов 5
1.1 Налог на доходы физических лиц 5
1.2 Налоги на имущество физических лиц 21
1.3 Уплата налога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения 26
Глава 2. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства 27
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложение 39
Доход, полученный в налоговом периоде родителями и облагаемый налогом по ставке 13%, составил у отца 48 000 руб. (4000 руб. ежемесячно), у матери - 36 000 руб. (3000 руб. ежемесячно).
Стандартные налоговые вычеты отцу и матери предоставлялись в размере 400 руб. и 600 руб. Отцу вычеты предоставлялись в следующем порядке: 400 руб. в течение 5 месяцев (20 000 руб.: 4000 руб. - 5), 600 руб. в течение 10 месяцев (40 000 руб.: 4000 руб. = 10). Сумма вычетов составила 8000 руб. (400 руб. * 5 мес. + 600 руб. * 10 мес.). Матери вычеты предоставлялись в следующем порядке: 400 руб. в течение 6 месяцев (20 000 руб.: 3000 руб. = 6,7), 600 руб. в течение всего года (40 000 руб.: : 3000 руб. = 13,3). Сумма вычетов составила 9600 руб. (400 руб. * 6 мес. + + 600 руб. * 12 мес.).
На основании налоговых деклараций, заявлений и документов, подтверждающих произведенные расходы, отцу представлен социальный налоговый вычет, налогооблагаемая база дополнительно уменьшена на 40 000 руб. (48 000 руб. - 8000 руб.), в том числе 28 000 руб., уплаченные за свое обучение, и 12 000 руб. — за обучение сына. Возврату подлежит вся сумма налога, уплаченная отцом в отчетном году по месту его работы в размере 5200 руб. [(48 000 руб. - 8000 руб.) * 13%]. Превышение суммы расходов установленного размера вычета в сумме 6000 руб. (40 000 руб. - 28 000 руб. - 18 000 руб.) на следующий налоговый период не переходит.
Матери предоставлен социальный вычет, и налоговая база дополнительно уменьшена на 18 000 руб. Она составит 8400 руб. (36 000 руб.- - 9600 руб. - 18 000 руб.). Возврату подлежит сумма налога в размере 2340 руб. (18 000 руб. * 13%).
Имущественные налоговые вычеты предоставляются (ст. 220 НК РФ):
· в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности менее трех лет и стоимость которых не превышает 1 000 000руб., а также иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, стоимость которого не превышает 125 000руб. (в остальных случаях налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи);
· в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры или доли в них, в размере фактических расходов, но не более 1 000 000руб. Расходы должны подтверждаться документально, и вычет предоставляется как с даты регистрации права собственности, так и на основании договора о приобретении квартиры в строящемся доме.
Имущественный вычет по приобретению
жилья предоставляется
В случае получения налогоплательщиками,
являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации, доходов от реализации
(продажи) имущества, находившегося
в их собственности, определение
налоговой базы источником выплаты
(покупателем) не производится. При
выплате налоговыми агентами доходов
от реализации имущества, находящегося
в собственности
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются (ст. 221 НК РФ):
· индивидуальным предпринимателям - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;
· налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера - в сумме расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ;
· налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание или исполнение произведений науки и культуры - в сумме фактически произведенных расходов.
Если эти расходы не могут быть документально подтверждены, они принимаются к вычету в следующих размерах (% к сумме начисленного дохода):
· создание литературных произведений - 20;
· создание художественно-графических произведений, фоторабот, архитектуры и дизайна - 30;
· создание произведений скульптуры, оформительского, театрального искусства - 40;
· создание аудиовизуальных произведений - 30;
· создание музыкальных произведений - 40, 25 (согласно перечню);
· исполнение произведений литературы и искусства - 20;
· создание научных трудов и разработок - 20;открытия,
· изобретения и создание промышленных образцов - 30.
Налоговые ставки устанавливаются в ст. 24 НК РФ:
· 13% - в отношении всех видов доходов, кроме указанных ниже;
· 30% - в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
· 35% - в отношении доходов, полученных от выигрышей, стоимости любых призов, полученных на рекламных мероприятиях, страховых выплат по договорам добровольного страхования, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;
· 9% - в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Порядок исчисления налога
определен положениями ст. 225 НК РФ.
Сумма налога исчисляется как
налоговая база, умноженная на соответствующую
налоговую ставку. Исчисление сумм
налога производится налоговыми агентами
нарастающим итогом с начала налогового
периода по окончании каждого
месяца применительно ко всем доходам,
в отношении которых
Механизм уплаты налога изложен в п. 4 ст. 226 НК РФ. Удержание у плательщика начисленной суммы производится налоговыми агентами за счет любых денежных средств при их фактической выплате, причем удерживаемая сумма налога не должна превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. Окончательный расчет производят по годовым налоговым декларациям.
Отдельно остановимся
на особенностях исчисления налога индивидуальными
предпринимателями и в
Налогоплательщики, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают рассчитанные налоговыми органами на основании сумм предполагаемого дохода авансовые платежи в следующие сроки:
· за период с января по июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
· за период с июля по сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/, годовой суммы авансовых платежей;
· за период с октября по декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере '/4 годовой суммы авансовых платежей.
Общая сумма налога уплачивается
в соответствии с налоговой декларацией
по месту жительства налогоплательщика
в срок не позднее 15 июля года, следующего
за налоговым периодом, с учетом
ранее уплаченных авансовых платежей.
Налогоплательщики обязаны
· суммы вознаграждений, полученные от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных договоров гражданско-правового характера, включая договоры найма, аренды любого имущества;
· суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
· доходы из источников, находящихся за пределами России;
· доходы, по которым не был удержан налог;
· выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Общая сумма налога уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговым агентом- не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней со дня вручения налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
1.2. Налоги на имущество физических лиц
В настоящее время объем
поступлений в бюджет от налогов
на имущество физических лиц незначителен.
Административное обслуживание налогов
на имущество требует достаточно
больших затрат, так что порою
доходы от них не покрывают этих
затрат, связанных с учетом и оценкой
облагаемого имущества, сбором налогов.
С развитием частной
Налоги на имущество физических лиц базируются на территориальном принципе.
Данный вид налога был установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009года.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения |
Ставка налога |
до 300 000 рублей (включительно) |
до 0,1 процента (и) |
свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) |
свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) |
свыше 500 000 (включительно) |
свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно) |
Льготы по налогам
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
· лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным Законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: