Налоговое право Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое исследование налогового права Германии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и систему налогового права Германии;
Изучить принципы налогового права Германии;
Рассмотреть виды налогов Германии;
Проанализировать перспективы развития налогового права Германии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Налоговое право Германии………………………………………………...5
1.1. Понятие и система налогового права Германии…………………...…………5
1.2. Принципы налогового права Германии……………………...………………13
1.3. Виды налогов Германии………………………………………………………20
1.4. Перспективы развития налогового права Германии………………...………25
Заключение…………………………………………………….……………………29
Список использованной литературы…………………………...…………………32

Файлы: 1 файл

Налог Герм..docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

Тема: Налоговое право  Германии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Налоговое право Германии………………………………………………...5

1.1.  Понятие и система  налогового права Германии…………………...…………5

1.2. Принципы налогового права Германии……………………...………………13

1.3. Виды налогов Германии………………………………………………………20

1.4. Перспективы развития  налогового права Германии………………...………25

Заключение…………………………………………………….……………………29

Список использованной литературы…………………………...…………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку интерес к германскому налоговому законодательству определяется сходством финансовых систем Германии и России, которое основано на федеративном устройстве указанных стран. Оно заключается также в наличии трехуровневой системы налогообложения - и в Германии и в России существуют федеральные, региональные (земельные) и местные (общинные) налоги. Безусловный интерес для отечественной науки и практики представляет десятилетиями складывавшаяся германская система взаимоотношений субъектов федерации в финансовой сфере, что подтверждается особенно в последнее время признанием российской исполнительной властью важности данного германского опыта для нашей страны.

Германский правовой опыт приобрел особую ценность после проведения в России глубоких экономических  преобразований и перехода к новой  налоговой системе, основанной на принципе множественности налогов.

Кроме того, актуальность темы определяет в целом успешный опыт Германии по преодолению острых кризисных периодов. В свете дальнейшего расширения контактов между Россией и Германией, Россией и международным сообществом значимым является и опыт европейской налоговой гармонизации, степень и особенности ее влияния на развитие национального германского законодательства.

Налоговое право, являясь  во многом отраслью синтетической, сочетает публично-правовые и частноправовые начала, поскольку учитывает экономическое и гражданско-правовое положение отдельных субъектов. Таким образом, налоговые правоотношения пронизывают все сферы жизнедеятельности общества, затрагивая самый широкий круг субъектов права.

Объектом данного исследования является налоговая система Германии.

Предметом исследования является налоговое законодательство Германии.

Целью данного исследования является теоретическое исследование налогового права Германии.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

Раскрыть понятие и систему налогового права Германии;

Изучить принципы налогового права Германии;

Рассмотреть виды налогов Германии;

Проанализировать перспективы развития налогового права Германии.

Методологической основой  исследования являются общенаучные  методы познания и частнонаучные  методы познания.

Структура работы обусловлена поставленными  задачами и целью, состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. НАЛОГОВЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ

1.1.  ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА НАЛОГОВГО ПРАВА ГЕРМАНИИ

 

В этом параграфе рассмотрим понятие и система налогового права Германии. Налоговое право традиционно признается германскими правоведами одной из наиболее сложных сфер правового регулирования.

Многообразие источников, громоздкость и недостаточная «прозрачность» налоговых предписаний затрудняют их применение на практике. Устранение этих недостатков - предмет заботы германских законодателей.

Успешной реализации налоговых реформ служит разработанная доктрина налогового права: неизменность основных положений и принципов налогового права гарантирует преемственность и стабильность налогового законодательства, правовую защищенность участников экономического оборота.

Налоговое право как совокупность правовых норм, регулирующих публично-правовые обязанности платежей граждан государству, понимается германскими правоведами  в широком и узком смысле. Для  обозначения налогового права в широком смысле используется понятие «право обязательных публичных платежей» (Abgabenrecht), из самого названия которого вытекает, что его содержание включает в себя не только налоги, но и иные публично-правовые обязательные платежи. Налоговое право в узком смысле (Steuerrecht) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих права и обязанности в налоговом правоотношении1.

Налоговое право однозначно трактуется германскими правоведами  как публичное право, однако единство мнений по вопросу о месте налогового права в системе германского права отсутствует.

По мнению одних ученых, налоговое право является частью финансового права, поскольку охватывает регулирующим воздействием сферу суверенно взимаемых доходов для финансирования публичной власти. При этом финансовое право как отрасль публичного права включает в себя, помимо налогового права (права обязательных публично-правовых платежей), также бюджетное право, трансфертное право, право публичного кассоводства и счетоводства и иные институты.

Другие ученые налоговое право рассматривают как самостоятельную отрасль права, выделившуюся из административного права. Эта позиция обусловлена историей развития германского права, а также наук, фокусировавших свое внимание на феномене налогов. 

Таким образом, германский подход к налоговому праву существенно отличается, например, от подхода российских правоведов, стремящихся к однозначному отнесению института или подотрасли к какой-либо одной из правовых отраслей. Германские же исследователи придерживаются функционального подхода.

Основной статьей бюджетных  доходов государства согласно экономической  теории являются налоги. Когда специалисты  применяют эту научную категорию  наряду с терминами "сборы", "пошлины" и др. платежи, обычно подразумевают  обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, отчисляемый  плательщиками (физическими и юридическими лицами), на условиях и в строго установленном  законодательством процессуальном порядке. В своей совокупности налоги, сборы и другие платежи, включая  правовую и институциональную основу, составляют налоговую систему2.

Германия всегда гордилась  законопослушанием своих граждан  и высоким уровнем налоговой  морали. "Германский налогоплательщик со средними доходами отдает в казну  каждую вторую заработанную марку в  форме налогов и социальных взносов". Однако к началу первого десятилетия XXI в. 80% взрослого населения придерживалось мнения, что быть честным налогоплательщиком невыгодно, а 50% признавалось, что им доставляет удовольствие "водить государство за нос". Именно в этот период владельцы книжных магазинов утверждали, что самым популярным видом литературы в стране были брошюры "1000 честных способов не платить налоги"3.

Сложившаяся ситуация обозначенного  периода объясняется следующими обстоятельствами:

а) подоходный налог с  физических лиц составлял (и составляет) 51% и был связан с социальной политикой  государства, в котором пенсии на 26% финансировались из налогов. Дефицит  взносов на пособия по безработице  покрывался из налоговых поступлений на 40 - 45%;

б) последствия интеграционной политики, проводимой в новых землях. Так, "на одного жителя бывшей ГДР  государство тратит сегодня в  среднем на 23% средств больше, чем  в старых землях, а получает от него налоговых платежей на 26% меньше";

в) малоэффективная и непрозрачная разросшаяся социальная система, при  которой действуют около 40 различных  государственных ведомств, распределяющих 155 видов социальных услуг;

г) низкая рождаемость при  увеличении средней продолжительности  жизни и высокий уровень безработицы.

Налоговая система современной  Германии начала складываться с образованием первых немецких государств, установлением  торговых отношений между ними и  развитием городского права.

Попытки перехода на централизованную налоговую систему были осуществлены с началом объединения немецких княжеств в Северо-Германский союз под главенством Пруссии, а после 1871 г. - в Германскую империю4. В этот исторический период законодательство государства разрабатывалось в основном на законах Пруссии, Баварии, Саксонии и в меньшей степени других государств. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение (1794 г.), баварские Судебный (1753 г.), Гражданский (1756 г.) и Уголовный (1813 г.) кодексы, саксонский Гражданский кодекс (1863 г.), ганноверский Гражданский процессуальный кодекс (1850 г.) и Гражданский кодекс Франции (1804 г.), действовавший в некоторых немецких государствах в период наполеоновских войн. В связи с объединением государства были приняты: Торговое (1866 г.) и Уголовное (1871 г.) уложения, а затем Уголовное и Гражданско-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве (1877 г.) и только в 1896 г. - Германское гражданское уложение. При подготовке законопроектов учитывалось общее право со сложным переплетением норм, восходящих к римскому каноническому праву, а также к правовым обычаям5.

Многие из них действуют  в Федеративной Республике Германия и сейчас с учетом изменений и  дополнений, внесенных в период 1919 - 1933 гг. Именно с началом учреждения Веймарской республики и принятием  германской Конституции 2 августа 1919 г. была установлена централизованная система налогов.

Согласно Основному закону ФРГ от 23 мая 1949 г. нормы права  абз. 2 ст. 70 устанавливают разграничение  компетенции Федерации и земель на исключительную и конкурирующую  законодательную компетенцию. Нормы  права абз. 1 ст. 105 этого закона определяют, что "Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по таможенным делам и финансовым монополиям". Земли, как субъекты Федерации, обладают правом установления налогов на потребление, а коммуны получают процент от налогов, поступающий землям в соответствии с принятым в этой земле законом.

Исходя из основ экономической  теории, налоги классифицируются на виды (прямые и косвенные) и группы (основные, федеральные, региональные, местные и др.). Анализ Основного закона и Положения о налогах и платежах свидетельствует о том, что в ФРГ существует свыше 50 форм налогов, поступления от которых составляют около 80% государственного бюджета6.

Институциональная основа налоговой  системы ФРГ представляет собой  совокупность государственных (и негосударственных) органов, взаимодействующих между  собой в целях осуществления  единой налоговой политики в интересах  государства.

Ведущее положение в этой системе занимают органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти федерального уровня.

В составе Министерства финансов ФРГ уже свыше 80 лет существует Служба таможенного розыска. В настоящее  время эта Служба действует на основе Закона от 6 сентября 1950 г. "О  финансовых органах". В Службу таможенного  розыска ФРГ входят более 15 таможен  и около 30 филиалов. К ней относится  и Таможенный криминалистический институт в г. Кельне. Одной из задач отделений  Службы является содействие расследованию  налоговых нарушений и незаконных действий.

Активную деятельность по выявлению фактов сокрытия и уплаты налогов осуществляют 6 федеральных  ведомств (Ведомство Федерального канцлера, Федеральное ведомство по уголовным  делам, Федеральная пограничная  служба, Федеральный банк, Федеральная  счетная палата и Федеральная  разведывательная служба) и 16 земельных  управлений криминальной полиции7.

К институтам налоговой системы  ФРГ прямое отношение имеют финансовые суды, которые, по существу, являются разновидностью административных судов, но в соответствии с немецким законодательством представляют собой самостоятельную систему  Их структура и функционирование определены Положением о судоустройстве по финансовым делам.

Систему налогового права ФРГ в целом можно подразделить на две основные части - общую и особенную. Нормы общей части носят обобщающий характер и имеют основополагающее значение для всей совокупности налогово-правовых норм. Общая часть налогового права охватывает конституционные основы налогового устройства, общие нормы института исполнения обязанности по уплате налога и процессуальное налоговое право (включая общие положения о 
налоговом контроле). Иногда к общей части налогового права относят так называемое уголовное налоговое право, т.е. деликтную часть.

Общие нормы института  исполнения обязанности по уплате налога содержатся в основном во второй части  Положения о налогах и платежах ФРГ (Abgabenordnung), утвержденного 16 марта 1976 г. в редакции от 1 октября 2002 г. Совокупность данных норм именуется «обязательственным налоговым правом», поскольку в налоговом праве ФРГ правоотношение, возникающее в связи с исполнением обязанности по уплате налога, рассматривается как обязательственное правоотношение (Steuerschuldverhaltnis). Налоговое правоотношение возникает исключительно в силу закона.

Информация о работе Налоговое право Германии