Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому праву.docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых  правонарушений, предусмотренных действующим  НК, следует, прежде всего, назвать:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);

уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 Налогового кодекса);

непредставление налоговой  декларации (ст. 119 Налогового кодекса);

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса);

неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 Налогового кодекса);

невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса);

неправомерное несообщение  сведений налоговому органу (ст. 129.1 Налогового кодекса);

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 Налогового кодекса);

неисполнение банком решения  о взыскании налога и сбора, а  также пеней (ст. 135 Налогового кодекса);

непредставление налоговым  органам сведений о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков –  клиентов банка (ст. 135.1 Налогового кодекса).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым правонарушениям  и за их совершение ответственность  назначается в соответствии с  правилами назначения ответственности  за налоговое правонарушение, с точки  зрения теории налогового права к  налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета  в банке (ст. 118 Налогового кодекса);

несоблюдение порядка  владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 Налогового кодекса);

неявка либо уклонение  от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом  правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 Налогового кодекса);

отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или  осуществление заведомо ложного  перевода (ст. 129 НК);

нарушение порядка регистрации  объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 Налогового кодекса);

нарушение банком порядка  открытия счета налогоплательщику (ст. 132 Налогового кодекса);

неисполнение банком решения  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 Налогового кодекса).

можно выделить следующие  признаки налогового правонарушения:

§         противоправность деяния, которое установлено в форме действия или бездействия, нарушающего норму права;

§         виновность деяния, характеризуемого совершением противоправного действия (или бездействия) умышленно или по неосторожности;

§         наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового правонарушения

К налоговой ответственности  могут привлекаться налогоплательщики (организации, физические лица), сборщики налогов (организации и граждане-предприниматели), кредитные организации, ответственные  за перечисление налогов в бюджет. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности  с 16-летнего возраста.

Срок исковой давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения составляет три года (ст. 113 НК РФ).

Этот срок исчисляется  со дня совершения налогового правонарушения до момента привлечения к ответственности. Однако не следует забывать, что  привлечение к ответственности  по истечении большего срока теряет смысл по следующим причинам:

1)         с течением времени лицо, совершившее  налоговое правонарушение (если  оно не совершило нового правонарушения), не представляет значительной  опасности для общества;

2)         с течением времени ослабевает  доказательственная база дела  о налоговом правонарушении;

3)         налогоплательщик обеспечивает  сохранность данных бухгалтерского  учета и других необходимых  документов в течение лишь  трех лет (п. 1 ст. 23 НК РФ). Указанный  срок исковой давности соответствует  общему сроку исковой давности, предусмотренному в ст. 194 ГК РФ.

Отмеченные выше причины  позволяют сделать вывод о  необходимости дифференциации срока  давности в зависимости от видов  налоговых правонарушений, форм вины, последствий и других критериев.

 

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

 

Налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения - один месяц после создания обособленного  подразделения.

В соответствии со ст. 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее  чем на 90 дней, на него накладываются  штрафные санкции в сумме 5 000 руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 000 руб.

Должностные лица налогоплательщика  в этом случае будут привлечены к  административной ответственности  в соответствии со ст. 15.3 "Нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе или внебюджетном фонде" Кодекса  об административных правонарушениях  Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Штраф составит от 5 до 10 минимальных  размеров оплаты труда (далее - МРОТ). В настоящее время МРОТ для целей применения административных штрафов составляет 100 руб., т.е. штраф составит от 500 до 1 000 руб.

 

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

 

 

Статьей 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе влечет взыскание штрафа в  размере 10% от доходов, полученных в  течение указанного времени в  результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составит более 3 месяцев, то штраф составит 20%, полученных в период деятельности без  постановки на учет более 90 дней.

Для должностных лиц организации  за нарушение установленного срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом  органе или органе государственного внебюджетного фонда, предусмотрена  административная ответственность  в соответствии с ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде. Штраф составит от 20 до 30 МРОТ (т.е. от 2 000 до 3 000 руб.).

 

Нарушение срока представления  сведений

об открытии и закрытии счета в банке

 

 

Налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган  об открытии или закрытии счета в  банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 000 руб. за каждый факт несообщения сведений.

Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган  или орган государственного внебюджетного  фонда информации об открытии или  о закрытии счета в банке или  иной кредитной организации, несут  ответственность в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ. Штраф составит от 10 до 20 МРОТ (т.е. от 1 000 до 2 000 руб.).

В соответствии с приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 налогоплательщик должен в письменной форме сообщить об открытии или закрытии счета. Справка-уведомление  об открытии или закрытии счета утверждена этим же приказом. Однако, как показывает арбитражная практика, если налогоплательщик сообщил об открытии (закрытии) счета  в банке иным способом, то это  не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ (см., например, постановление ФАС СЗО от 12.02.2003 N А56-25929/02, постановление ФАС УО от 03.07.2002 N Ф09-1365/02-АК.)

 

Ответственность за непредставление  налоговой декларации

 

 

Если налогоплательщик нарушает установленный срок подачи налоговой  декларации, то на него накладывается штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Штраф составит 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или  неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если же декларация не представлена в налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах  срока представления такой декларации, то это повлечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Нередко налогоплательщик может  столкнуться с ситуацией, когда  сумма налога, подлежащего уплате по декларации, равна нулю. Такая  ситуация возможна, например, если отсутствует  прибыль по результатам налогового периода или отсутствует объект налогообложения НДС. Как же будет  исчисляться штраф в таком  случае?

В письме МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890 высказана по этому вопросу  следующая позиция: "так как  в пункте 1 статьи 119 НК РФ установлена  минимальная сумма штрафа - 100 рублей, на эту сумму и надо штрафовать, но только в том случае, если вы опоздали с подачей декларации менее чем  на 180 дней. Если же налогоплательщик сдал декларацию позже, то штраф с вас вообще не берется, поскольку во втором пункте статьи 119 НК РФ его минимальная сумма не установлена".

Однако иногда налоговые  инспекции забывают об указаниях  вышестоящего органа по этому вопросу  и пытаются привлечь налогоплательщика  к налоговой ответственности.

 

Пример. Налоговый орган  оштрафовал налогоплательщика в  соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ несмотря на то, что в проверяемом периоде объект обложения НДС равен нулю, и размер штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, не может быть определен в процентах от суммы подлежащего уплате налога. Суд решение налогового органа отменил и указал, что если организация по истечении 180 дней после установленного НК РФ срока не представила налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 Кодекса, не применяется (постановление ФАС СЗО от 14.10.2003 N А56-11290/036).

 

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов

налогообложения

 

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения для целей  настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и  более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных  операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов  и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение  организацией правил учета доходов  и (или) расходов и (или) объектов налогообложения  установлена ст. 120 НК РФ. Если эти  деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика  налагается штраф в размере 5 000 руб.

Если же они совершены  в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание  штрафа в размере 15 000 руб., а если они при этом еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф  составит 10% суммы неуплаченного  налога, но не менее 15 000 руб.

Как видно, понятие "грубого  нарушения" довольно широкое, поэтому  фактически любое нарушение налогового законодательства можно квалифицировать  по этой статье.

Высший арбитражный суд  РФ в постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пришел к выводу, что составы налоговых  правонарушений, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, устанавливающей  ответственность за неуплату или  неполную уплату налога, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности  привлечения лица к ответственности  за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением налогоплательщиков к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ, т.е. применение ст. 122 НК РФ не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 НК РФ, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату налога.

 

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога

 

 

Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил  налог в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия), то это обернется  штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при  этом действия были умышленными, то штраф  будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 18.01.2001 N 6-О  не допускается за одно и то же нарушение  штрафовать одновременно в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ.

 

Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности

по удержанию и (или) перечислению налогов

Информация о работе Налоговые правонарушения